В Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р) [1] и в Прогнозе научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 г. (утвержден приказом Минсельхоза России № 3 от 12 января 2017 г.) [2] обозначен ряд проблем, связанных с организацией использования сельскохозяйственных земель, определены цели и задачи деятельности по их решению, в том числе по сокращению межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорению экономического роста и технологического развития, обеспечению продовольственного самообеспечения и поставок излишков продовольствия на внешние рынки, определена необходимость совершенствования систем расселения и территориальной организации сельских поселений.
Названными документами установлены принципы пространственного развития Российской Федерации, к которым отнесены:
— дифференцированный подход к направлениям и мерам государственной поддержки социально-экономического развития территорий с учетом демографической ситуации, особенностей системы расселения, уровня и динамики развития экономики и специфических природных условий;
— учет этнокультурного фактора при обеспечении социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
— рациональное природопользование, сохранение природного и историко-культурного наследия, обеспечение доступа к природным и культурным ценностям;
— учет интересов и мнения населения и бизнеса при планировании социально-экономического развития территорий;
— обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов, включая поддержку их экономического, социального и культурного развития, защиту исконной среды обитания, традиционного природопользования и образа жизни.
Формирование системы правового и экономического регулирования земельных отношений и организации использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения должно соответствовать этим принципам на основе классификации сельских территорий по уровню социально-экономического развития, имеющемуся потенциалу экономического роста, в том числе земельному, по плотности населения, социальному обустройству сельских территорий на основе дифференцированного подхода к определению направлений и мер их государственной поддержки. Такой подход должен быть заложен при разработке государственной земельной политики, направленной на создание справедливых условий для эффективного землепользования во всех регионах страны.