По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

О способах привлечения инвестиций в сферу музейной реставрации

Ольга Темерина ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря
Ключевые слова:

В ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря только что закончила свою работу выставка, посвященная уникальному памятнику псковской архитектуры — церкви Успения Богоматери в селе Мелётове, которая находится в аварийном состоянии и требует срочной реставрации.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Мелётове, расположенный в 57 км от Пскова, на старой дороге в Новгород и Москву, был возведен в 1461–1462 годах. Его заказчиками являлись псковские посадники, имевшие в то время немалый политический вес, — их имена сохранились на портале притвора церкви и в барабане четверика: Иоанн Путков, Яков Кротов и Зиновий Михайлович. В 1465 году церковь была расписана по сухой штукатурке. И хотя авторы стенописи неизвестны, исследователи убеждены, что ее выполняла высоко профессиональная артель псковичей. Искусствовед В.Д. Сарабьянов считал мелётовские росписи наивысшим расцветом псковской школы живописи.

С Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И.Э. Грабаря мелётовскую церковь связывают уже несколько десятилетий. Еще в 1960-е годы она привлекла к себе большой интерес реставрационного сообщества, ее уникальность доказывал известный советский реставратор и искусствовед Николай Николаевич Померанцев, после возвращения из вельской ссылки в 1946 году работавший в Центре Грабаря. Он первым обратился в Министерство культуры с просьбой выделить средства для спасения храма в Мелётове. Но, к сожалению, сделанные им фотографии тогда не произвели должного впечатления на чиновников. По просьбе Н.Н. Померанцева в Мелётово отправился сотрудник Центра Грабаря — исследователь и реставратор древнерусской живописи Адольф Николаевич Овчинников. Он выполнил полноразмерные масштабные цветные копии-реконструкции уникальной стенописи. Именно его работы послужили стимулом для выделения средств на проведение первой качественной научной реставрации памятника. Но с тех пор прошло уже более 50 лет, и храм снова требует к себе внимания. Дальнейшая его судьба вызывает большие опасения.

По заключению комиссии, которую возглавлял председатель секции памятников живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Научно-методического совета Министерства культуры РФ Лев Исаакович Лифшиц, если реставрация не будет проведена, уникальному для русской архитектуры и стенописи памятнику осталось жить не более 4–5 лет.

Для Цитирования:
Ольга Темерина, О способах привлечения инвестиций в сферу музейной реставрации. Музей. 2017;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: