По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 821.161.1

О современном подходе к созданию антологии крымской поэзии

Корнеева Людмила Николаевна Независимый исследователь, Россия, 298000, Республика Крым, Судак, п.г.т. Новый Свет, ул. Голицына, 30, кв. 53, E-mail: pln-road@yandex.ru

В статье в свете осознания базовых достоинств антологий русской поэзии как жанра сверхтекста рассматривается опыт и проблематика создания крымских поэтических антологий в условиях невиданного расширения объема литературного материала; обостряется внимание к геопоэтическому ракурсу концепции Крымского текста как продуктивной основе современного подхода в постижении смыслов крымской поэзии и ее антологизации.

Литература:

1. Баженова В.В. Русский литературный сборник середины XX — начала XXI века как целое: альманах, антология: Автореф. дис. … канд. филол. наук. — Новосибирск, 2010. — 24 с.

2. Екатерининская миля. Поэтическая антология Крыма / Сост. Е.В. Лукин. — СПб, 2016. — 312 с.

3. Костюков Л. Антология как вопль // Арион. — 2001. —№ 2.

4. Крым в поэзии. Антология: В 7 т. / Сост. В.С. Бойко. — Н. Новгород, 2014.

5. Крым в русской поэзии: Сборник стихотворений / Сост. А. Маркевич. — Симферополь, 1897 (второе, дополненное издание вышло там же в 1902 году).

6. Крым в русской поэзии и искусстве: Антология / Сост., прим. В.И. Калугина. — М., 2015. — 720 с.

7. Крым. Поэтический атлас: Справочник туриста и краеведа / Сост. А.Н. Рудякова, В.П. Казарина. Автор вступительной статьи и справочного материала А.Н. Рудяков. — Симферополь, 1989. — 208 с.

8. Крымская война и русская поэзия: Антология патриотических стихотворений 1853–1856 гг. / Сост. К.В. Ратников. — Челябинск, 2011.

9. Крымские страницы русской поэзии: Антология современной поэзии о Крыме (1975–2015) / Сост. А. Коровин, А. Скворцов. — СПб, 2016. — 464 с. См. об этом: Ратке И. Две антологии — два Крыма // Prosodia. — 2017. № 6.

10. Курьянов С.О. «...Тайный ключ русской литературы»: Формирование и становление крымского текста в русской литературе Х–ХІХ веков. — Симферополь, 2014.

11. Кузьмин Д. В зеркале антологий // Арион. — 2001. — № 2.

12. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. — СПб, 1996. — С. 104. Цит. по: Курьянов С.О. «...Тайный ключ русской литературы»: Формирование и становление крымского текста в русской литературе Х–ХІХ веков. — Симферополь, 2014. — С. 35.

13. Люсый А. Геопоэтический референдум. О сборнике «ПРЕКРАСНЫ ВЫ, БРЕГА ТАВРИДЫ: Крым в русской поэзии» // Октябрь. — 2001. — № 5.

14. Люсый А.П. Крымский текст в русской литературе. — СПб, 2003. — 314 с.

15. НАШКРЫМ. Антология / Сост. И. Сид (Россия), Г. Кацов (США), при участии Р. Кацовой (США). — Нью-Йорк, 2014. — 288 с.

16. Пермяков А. Время антологий, или Мечта об идеале // Арион. — 2018. — № 1.

17. Подлубнова Ю. Антология XXI века: слепок эпохи или поле эксперимента? // «ЛитеRRaтура». — 2017. — № 110.

18. Подлубнова Ю. Антологика. Русская поэзия и практика современного книгоиздания // Октябрь. — 2014. — № 4.

19. Поэтическая карта Крыма. Альманах / Автор проекта и составитель В.Т. Грачев // Симферополь. — 2003. — Вып. 1; 2004. — Вып. 2; 2010. — Вып. 3

20. ПРЕКРАСНЫ ВЫ, БРЕГА ТАВРИДЫ: Крым в русской поэзии / Сост., предисл., прим. В.Б. Коробова. — М., 2000. — 720 с.

21. У ВРЕМЕНИ НА ЮРУ. История Крыма в русской поэзии: Антология с комментариями / Сост., историко-литературный очерк Л. Корнеевой. — Симферополь, 2014. — 527 с.

Статья поступила 28.12.2018 г.

Мы живем в эпоху начавшегося на рубеже XX–XXI вв. «антологического бума» русской поэзии, порожденного постсоветским плюрализмом литературных течений и широким выходом в литературное пространство его ранее скрытых пластов. Поток поэтических антологий последних двух с половиной десятков лет не способно учесть даже внимание, специально сфокусированное на мониторинге их публикаций [18]. В журнальной полемике, откликнувшейся на этот процесс, тревожно отмечается, что его изобильность сказалась на качестве и снизила традиционный статус антологии как «штучного» изделия, которое в иные времена воспринималось знаковым культурным событием эпохи [11]. Поэтому в наши дни невиданного расширения литературного поля остро встала проблема совершенствования методики создания антологий.

Так, уже в начале осмысления проблемы, на заре века поэтом и литературоведом Леонидом Костюковым, имеющим опыт составления антологии, была сформулирована, на наш взгляд, основополагающая программная идея, которую сам автор образно обозначил «Антология как вопль», что значит — «захватить» читателя существом культурного поля поэзии [3]. Ныне утвердилось также понимание, что антология должна быть не только ярким, оригинальным, действительно захватывающим изданием, но и во всех смыслах доступным широкому кругу читателей, а ее идеальной целью является «расширение круга любителей поэзии» [16].

Существенно проясняют проблематику совершенствования антологий предпринятые попытки их классификации, которые подводят к пониманию еще одного важнейшего базового достоинства: «Полнота антологии — это ее репрезентативность. <…> Чем более размытый характер носит поставленная антологией задача, чем тотальней предлагаемый проект, тем меньше познавательная ценность итогового корпуса текстов. И наоборот: сознательно узкая концепция антологии может действительно открыть читающим нечто новое» [11]. Основные точки роста антологии как «осознанно художественного целого» проступают в первом системном исследовании этого жанра книготворчества — диссертации Виктории Баженовой [1]. Используя возможности семиотического научного поля, исследователь подводит к итоговому пониманию, что состоявшаяся антология — это сверхтекст (метатекст), смыслы которого — как правило, новые и часто неожиданные — рождаются состоятельностью концепции, собравшей тексты в единое литературное пространство, чем обосновывается чрезвычайная роль и ответственность составителя в создании «гармоничной и репрезентативной знаковой оболочки антологии».

Для Цитирования:
Корнеева Людмила Николаевна, О современном подходе к созданию антологии крымской поэзии. Вопросы культурологии. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: