Негативные процессы в использовании земель, активно развивающиеся в последние годы (сокращение площадей и фрагментация сельскохозяйственных угодий, обезличка в использовании земель всех категорий, снижение плодородия, развитие процессов деградации, загрязнения и захламления почв), являются следствием ухода государства из сферы управления земельными ресурсами и землеустройства, как основного механизма организации рационального использования и охраны земель.
Основной причиной этого является систематическое выведение основных положений землеустройства из состава Федерального закона от 18.06.2001 №78‑ФЗ «О землеустройстве» и его неисполнение.
Так, за 2001–2018 годы изменения в Закон «О землеустройстве» вносились 9 раз. Эти поправки направлялись не на совершенствование механизма землеустройства, а на ликвидацию землеустроительных действий, максимально возможное упрощение землеустроительного процесса и его подстраивание под нужды градостроительного законодательства. При этом из Закона были исключены следующие ключевые положения:
- об обязательности проведения землеустройства в случаях определения границ, ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;
- о перераспределении используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;
- об определении земель, которые могут быть включены в специальные земельные фонды, в то время как этот вид действий при планировании и организации использования земель и их охраны на перспективу должен быть основным;
- о территориальном землеустройстве, которое заменено описанием местоположения объектов землеустройства, без должного обоснования содержания и необходимости проведения данного вида работ;
- об исключении из объектов землеустройства земельных участков, населенных пунктов и др.
До настоящего времени не осуществлены следующие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области проведения землеустройства: