Проблема когнитивных нарушений при эпилепсии является актуальной как в связи с широкой распространенностью заболевания в последнее время, так и с высокой частотой расстройств высших корковых функций при данной патологии. Дефекты когнитивных процессов являются наиболее частыми коморбидными нарушениями при эпилепсии: они наблюдаются у 30– 50% пациентов по данным различных эпидемиологических исследований [3, с. 4; 6, с. 12].
Познавательными функциями называют наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых происходит восприятие, обработка и анализ информации, ее запоминание и хранение, обмен информацией, построение и осуществление программы действий [1, с. 24].
Нами была предпринята попытка оценить состояние когнитивных процессов у больных с эпилепсией с помощью нейропсихологического метода исследования по А.Р. Лурия и выделить варианты когнитивных симптомокомплексов при различных формах заболевания.
В исследование были включены 38 больных с эпилепсией в возрасте от 18 до 35 лет. Из них у 12 пациентов отмечалась идиопатическая эпилепсия с генерализованными тонико-клоническими приступами, у 13 была диагностирована фокальная джексоновская эпилепсия с простыми парциальными сенсорными приступами и у 13 — височная эпилепсия.
Всем больным, помимо традиционного клинико-психопатологического исследования, проводилось изучение их когнитивного функционирования, основанного на методологических подходах, разработанных А.Р. Лурией. Набор методик тестирования позволяет оценить основные познавательные функции: тактильное восприятие, кинестетический, пространственный, динамический и конструктивный виды праксиса, гнозис (зрительный, оптико-пространственный, акустический невербальный), слухоречевую и зрительную память, мышление, нейродинамику и произвольную регуляцию деятельности [2, с. 57,65].
Методики подбирались так, чтобы оценить все основные структурные элементы высшей корковой деятельности и в соответствии с учением о функциональных блоках мозга соотнести имеющиеся нарушении с каждым из блоков.[5, с. 102; 4, с. 14]