Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые участники совещания, коллеги!
В своем докладе я хотел бы остановиться на трех важных вопросах о состоянии и перспективах угольной отрасли и предложениях. Первое — это экономическое положение отрасли с учетом внутренних и внешних факторов. Второе — это вопросы промышленной безопасности и охраны труда. И третий вопрос вытекает из первого и второго — это завершение реструктуризации угольной отрасли.
С точки зрения экономики Российской Федерации, угольная промышленность России является сегодня одной из системообразующих, при этом полностью является рыночной отраслью, ни одного государственного предприятия нет в отрасли. Уголь — это пятый базовый экспортный продукт Российской Федерации. По объемам экспорта угля Россия занимает третье место в мире после Индонезии и Австралии. В угольной отрасли трудится 148 тыс. чел. плюс 500 тыс. рабочих мест в смежных отраслях. Угольные предприятия являются градообразующими для 31 моногорода общей численностью 1,5 млн чел. 50 % электроэнергии в Сибири и на Дальнем Востоке производится угольной генерацией. Уголь — груз номер один для железнодорожников, он обеспечивает 39 % грузооборота страны.
Вместе с тем сегодня угольные компании как в России, так и в мире переживают не лучшие времена. Сокращается добыча угля в крупнейших угледобывающих странах — в Китае, США, Индонезии. С 2011 г. падают мировые цены на угольную продукцию. С 2014 г. тенденция роста потребления угля в мире сменилась на противоположную — сокращается объем международной торговли твердым топливом. Тем не менее, в этих непростых условиях отрасль продолжает развиваться. Как сказал Дмитрий Анатольевич, растет добыча угля (только за прошлый год выросла почти на 20 млн т), модернизируются действующие и вводятся новые мощности. На сегодня резерв производственных мощностей оценивается в объеме около 60 млн т.
Необходимо отметить, что в полном объеме удовлетворяются потребности экономики страны в угольной продукции. Впервые за много лет в 2015 г. вырос спрос со стороны энергетиков Восточной Сибири, однако тенденция падения внутреннего спроса на уголь сохраняется. Несмотря на обострение конкуренции между странами — экспортерами угольной продукции, не снижается экспорт российского угля, однако темпы его существенно замедлились. Если в период 2010–2014 гг. внешние поставки угля выросли на 40 млн т, то в последние два года они сохраняются примерно на одном уровне. Мы наблюдаем снижение спроса и продаж, в частности в Китайскую Народную Республику (объем замещен другими странами АзиатскоТихоокеанского региона). При этом в условиях изменения конъюнктуры внешних угольных рынков Россия переориентирует угольный экспорт на восток. Говоря о конъюнктуре внешнего угольного рынка, мы видим, что уже пять лет идет падение цен на уголь. За это время экспортные цены на российский энергетический уголь в долларах снизились в 1,6 раза, на коксующийся — в 2,2 раза. Цена в рублях на уголь даже с учетом девальвационного эффекта снизилась на 21 %. Мы прогнозируем, что в текущем году тенденция падения контрактных цен сохранится.