Существенная трансформация задач метрологии, обусловленная как изменением принципов построения и функционирования средств измерений, использующих новые информационные технологии, так и углублением интерпретации результатов измерений, опирающейся на объем и степень адекватности априорных знаний, порождает потребность в соответствующем содержании метрологических дисциплин, читаемых в технических университетах.
Естественно, проблемы образования специалистов-метрологов не ограничиваются содержанием соответствующих учебных курсов. Такие сопутствующие проблемы, как организация и материально-техническое обеспечение обучения, единая интерпретация задач и тенденций развития метрологии, формирование единых требований к знаниям и умениям специалистов-метрологов, также требуют своего решения. Однако в рамках небольшого текста остановиться более чем на одной проблеме не представляется возможным. Содержание читаемых курсов — важнейшая проблема образования. Исходя из определяющей роли состава представляемых обучающимся знаний автор делает попытку дать краткую характеристику содержания основ современной метрологии в предположении, что именно они и должны определять программы соответствующих учебных дисциплин.
Отметим, что, по нашему мнению, к задачам метрологии не относятся конструкторско-технологические аспекты создания средств измерений. Традиционное название соответствующей области — приборостроение.
Обучение специалистов-метрологов должно соответствовать следующим основным задачам метрологии как научной дисциплины:
— развитие теоретических основ метрологии (теоретическая метрология);
— разработка средств метрологического обеспечения измерений (эталонная база), развитие международной системы единиц и формирование алгоритмического обеспечения метрологических испытаний (прикладная метрология);
— создание и обновление системы нормативной документации, регламентирующей процедуры нормирования метрологических характеристик, аттестации, верификации и эксплуатации средств измерений (законодательная метрология).