По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

О смелых и сильных

Благодаря малому и среднему бизнесу создаются рабочие места, на рынке появляются новые товары и услуги. Несмотря на сложности и препятствия в реализации частных инициатив граждан, предпринимательский дух в России крепнет, а условия для бизнеса становятся более комфортными — это демонстрирует социологический мониторинг последних 15 лет.

Предпринимательская деятельность — движущая сила экономики. По данным Федеральной налоговой службы, в России зарегистрировано более 6,2 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, численность наемных работников у которых превышает 15 млн человек.

Согласно результатам последнего опроса ВЦИОМ, в окружении 60 % россиян есть предприниматели. Каждый пятый ответил, что среди их близких таких людей много (21 %), с ответом «есть, но мало» добавились еще 39 %. На протяжении всего периода замеров показатель оставался стабильно высоким (60–64 %), за исключением 2013 г. (54 %). Одна из возможных причин спада предпринимательской активности в тот год — увеличение размеров страховых взносов для самозанятых. За последние 10 лет ситуация улучшилась, и сегодня на отсутствие предпринимателей в окружении указывают на 5 п. п. меньше респондентов (2023 г. — 39 %, 2013 г. — 44 %).

Чаще о предпринимателях в своем окружении говорят мужчины (67 % vs 53 % женщин), россияне с высшим и неоконченным высшим образованием (69 % vs 46–53 % со средним специальным образованием и ниже), работники коммерческих организаций (66 % vs 59 % бюджетников), жители обеих столиц и городов с населением 500– 950 тыс. человек (67 и 65 % соответственно). Представители старшего поколения 60+ и активные телезрители — категории населения, которые в большинстве своем не знакомы лично ни с одним бизнесменом (56 и 70 % соответственно).

Любопытно, как за 10 лет изменилось окружение предпринимателей. В 2013 г. знакомством с ними чаще могли похвастаться россияне 25–44 лет (66–68 %) и высокообеспеченные граждане (65 %), а теперь — молодежь 18–24 лет (75 %, 2013 г. — 55 %), в то время как материальное положение в данном вопросе больше не играет роли.

За последние 15 лет доля предпринимателей среди россиян выросла вдвое, с 4 до 8 %. Несмотря на позитивную динамику, предпринимательская стезя не привлекает большинство наших сограждан: 42 % ответили, что никогда не хотели иметь свой бизнес, 21 % — хотели раньше, теперь уже нет. Доля тех, кто передумал вступать в ряды предпринимателей, достигла максимума за весь период измерений, превысив показатель 10-летней давности в 2 раза (2013 г. — 11 %).

Для Цитирования:
О смелых и сильных. Служба занятости. 2023;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: