По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332 DOI:10.33920/sel-04-2508-01

О системе регулирования земельных отношений в сфере сельскохозяйственного землепользования и управления использованием сельскохозяйственных земель

Алакоз В.В. действительный государственный советник Российской Федерации, почетный землеустроитель и почетный геодезист Российской Федерации, старший научный сотрудник, ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, Москва, E-mail: v.v.alakoz@vniiesh.ru

Отсутствие эффективных механизмов реализации установленных законом требований рационального использования сельскохозяйственных земель и низкий уровень управления их использованием привели к утрате значительного физического и продуктивного потенциала сельскохозяйственных земель. Существует болезнь — дефицит ответственности за истощительное использование сельскохозяйственных земель, проедание почвенного плодородия. Лекарством для ее лечения является проведение землеустройства в установленном законом обязательном порядке с установлением сельскохозяйственных регламентов использования земель, выполнение которых предотвращает истощение, деградацию и порчу земель и почв и восстанавливает плодородие почв. Неэффективная существующая в настоящее время система регулирования земельных отношений и управления использованием сельскохозяйственных земель нуждается в совершенствовании. Об этом читайте в этой статье.

Литература:

1. Хлыстун В.Н., Алакоз В.В. О стратегии рационального использования сельскохозяйственных земель и особенностях ее реализации в регионах России // Научно-практический ежемесячный журнал «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель». 2024. №5. С. 6–15.

2–3. Алакоз В.В. Экономическое содержание права. Неэффективность существующей системы государственного регулирования земельных отношений в сфере сельскохозяйственного землепользования // Научно-практический ежемесячный журнал «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель». 2024. №7. С. 6–14; №8. С. 6–14.

4. Алакоз В.В., Шагайда Н.И. Земельный недострой в сельском хозяйстве, его последствия и пути исправления // Научно-практический ежемесячный журнал «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель». 2024. № 11. С. 6–16.

5. Алакоз В.В., Горин А.Д., Горячева А.В. О совершенствовании регулирования земельных отношений и управления в сфере сельскохозяйственного землепользования // Ежемесячный научнопроизводственный и информационно-аналитический журнал «Техника и оборудование для села». 2024. № 12. С. 41–46.

6. Алакоз В.В. Земельная политика, реформирование земельных отношений и земельные преобразования в 1990–2024 годы // Научно-практический ежемесячный журнал «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель». 2025. №1. С. 6–23.

7. Алакоз В.В. Земельная политика, незавершенность земельных преобразований и повсеместно распространенная порочная практика краткосрочного арендного сельскохозяйственного землепользования, провозглашения и их реализация // Научно-практический ежемесячный журнал «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель». 2025. №4. С. 10–21.

8. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2023 году. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Москва, 2024.

Имеется множество проблем сельскохозяйственного землепользования как исторически существовавших из‑за незавершенных земельных преобразований начала 90‑х годов прошлого столетия, так и вновь порожденных в нулевых годах нынешнего столетия:

— государство не выходит из земель сельскохозяйственного назначения (как, впрочем, и из земель иных категорий), сохраняя в государственной и муниципальной собственности 65,4 % (244 989,1 тыс. га) земель сельскохозяйственного назначения от всей их площади (374967,5 тыс. га). В собственности юридических лиц всего 6,5 % (24 530,5 тыс. га) земель сельскохозяйственного назначения из всех земель, находящихся в их ведении, в собственности граждан — 28,1 % (105 447,9 тыс. га).

Из 244 989,1 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, 2,59 % (6337 тыс. га) находилось в собственности Российской Федерации, 7,81 % (19 131,8 тыс. га) в муниципальной собственности и 84,83 % (207 819,7 тыс. га) в неразграниченной государственной собственности (Государственный (национальный) доклад «О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2023 году». Росреестр. Москва, 2024). Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района;

— из всей площади земельных участков, находящихся в частной собственности граждан и юридических лиц (129 978,4 тыс. га), 58,2 % (75 670,0 тыс. га) находилось в 2023 г. в долевой и совместной собственности, решения по распоряжению которой принимают общины — общие собрания участников долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, а не сами участники долевой собственности по своему усмотрению. Для реализации своего права по распоряжению своими земельной долей или земельными долями их владелец должен выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей по согласованию с другими участниками долевой собственности относительно размера и местоположения границ выделяемого земельного участка, что, как правило, связано со спорами о размере и местоположении границ и рассмотрением споров в суде, длящимся годами;

Для Цитирования:
Алакоз В.В., О системе регулирования земельных отношений в сфере сельскохозяйственного землепользования и управления использованием сельскохозяйственных земель. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2025;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: