По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.2.08:658.3

О системе менеджмента знаний в области безопасности движения на железнодорожном транспорте

В. М. Рудановский канд. техн. наук, E-mail: rudanovsckyv@yandex.ru

Приведенные в статье подходы отражают положения, лежащие в основе предложений для создания в организациях железнодорожного транспорта, в том числе в ОАО «РЖД», системы менеджмента знаний (СМЗ) в области безопасности движения (СМЗ БД) Рассматриваются элементы СМЗ БД, их взаимосвязь с элементами системы менеджмента безопасности движения (СМБД). Предлагается вариант применения фазоориентированного подхода к созданию системы с последовательностью циклов и фаз по наращиванию возможностей СМЗ БД.

Литература:

1. СТО РЖД 02.053-2024 Система менеджмента безопасности движения ОАО «РЖД». Утвержден распоряжением ОАО «РЖД» от 01 апреля 2016 г. № 831/р.

2. Положение о культуре безопасности в холдинге «РЖД». Утверждено распоряжением ОАО «РЖД» от 1 июня 2020 г. № 1181/р.

3. Ространснадзор подвел итоги I полугодия 2024 года в области безопасности движения на железнодорожном транспорте // Дата публикации: 29 августа 2024 г. — URL: https://rostransnadzor/gov.ru (дата обращения 16.10.2024).

4. Рудановский В.М. Менеджмент знаний в области безопасности // «Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте». — 2018. — № 2. — C. 37–49.

5. ГОСТ Р ИСО 30401-2020 Система менеджмента знаний. Общие требования [Текст]. — Введ. 2021 01 01. — М. : Стандартинформ, 2020. — V, 17 c.

6. ГОСТ Р 58192-2018 Менеджмент знаний. Практика применения менеджмента знаний на малых и средних предприятиях [Текст]. — Введ. 2019–06 01. — М. : Стандартинформ, 2018. — IV, 20 с.

7. ГОСТ Р 54877-2016 Менеджмент знаний. Руководство для персонала при работе со знаниями. Измерение знаний [Текст]. — Введ. 2017 06 01. — М. : Стандартинформ, 2016. — VI, 48 с.

8. Рудановский В.М. Показатели безопасности движения на железнодорожном транспорте // «Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте». — 2020. — № 1. — C. 15–30. 9 ГОСТ Р 54876-2011 Менеджмент знаний. Руководство по обеспечению взаимосвязи менеджмента знаний с культурой организации и другими организационными процессами [Текст]. — Введ. 2012 09 01. М. : Стандартинформ, 2020. — VI, 26 с.

10. Зимова Н.С. Особенности внедрения системы управления знаниями в российских компаниях // «Научный результат. Социология и управление». — 2019. — Т. 5, № 3. — С. 100–116. DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-3-0-7.

11. Доклад «О реализации Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года». Отчетный период: 2023 год. — Москва : Мини-стерство транспорта Российской Федерации — 2024, 35 с.

12. Указ Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Утвержден 7 мая 2024 г. № 309.

В настоящее время на железнодорожном транспорте Российской Федерации достигнут достаточно высокий уровень безопасности. В таблице представлена динамика изменения одного из критически важных видов безопасности — безопасности движения.

Такой уровень безопасности является результатом использования ряда передовых системных организационных мер. Главные из них реализуются через систему менеджмента безопасности движения (СМБД) [1] и культуру безопасности [2], встроенные в структуру управления каждой организации холдинга «РЖД».

Однако, в последние годы динамика улучшения показателей безопасности, в том числе безопасности движения, заметно замедлилась, а по ряду видов нарушений безопасности движения стала отрицательной (т.е. сменилась на ухудшение). Например, в I полугодии 2024 года число сходов и столкновений железнодорожного подвижного состава в сравнении с 2023 годом выросло на 13%, а в границах Восточного полигона — на 22% [3]. Это не удовлетворяет руководство ОАО «РЖД», несмотря на более чем успешное выполнение целевых показателей. Требуется подключение новых масштабных мероприятий, в том числе системного характера. Один из наборов подобных мероприятий может быть предложен через создание еще одной системы — системы менеджмента знаний (СМЗ), — в которой знания и процессы, связанные с ними, выступают как объект управления.

В ОАО «РЖД», структурообразующей компании холдинга «РЖД», достаточно давно существует и непрерывно развивается собственная достаточно целостная система обучения железнодорожного персонала всех уровней — от линейного до топменеджмента. В настоящее время она действует с опорой на ряд основополагающих документов, в том числе (в скобках указаны дата утверждения и номер документа ОАО «РЖД»):

• Программу развития человеческого капитала ОАО «РЖД» на период до 2025 года (14 декабря 2020 года № 2757/р);

• Положение об обучении и о развитии руководителей и специалистов ОАО «РЖД» (9 июня 2020 года № 1241/р);

• Программу по совершенствованию системы развития и обучения рабочих и служащих в ОАО «РЖД» до 2025 года (18 декабря 2020 года № 2827/р);

Для Цитирования:
В. М. Рудановский, О системе менеджмента знаний в области безопасности движения на железнодорожном транспорте. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: