По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.036

О системе художественного воспитания студентов в вузе

Сороковикова Валентина Ивановна заведующий гуманитарной кафедрой Академии хорового искусства им. В.С. Попова, кандидат философских наук, доцент, Россия, 125565, Москва, ул. Фестивальная, д. 2. E-mail: visoroks@mail.ru
Моисеева Нелли Алексеевна доцент кафедры истории и философии Российского государственного аграрного заочного университета, доктор философских наук, доцент, Россия, 143907, г. Балашиха Московской области, шоссе Энтузиастов, д. 50. E-mail: moiseeva.nel@yandex.ru
Богаченко Алексей Владимирович преподаватель кафедры теории музыки Академии хорового искусства им. В.С. Попова, Россия, 125565, Москва, ул. Фестивальная, д. 2

В статье рассматриваются система художественного воспитания, ее формы и методы. Авторы на примере работы своих вузов анализируют варианты художественного воспитания студентов: участие в выездных чтениях и концертах, благотворительных проектах, организация университетского лектория. В ситуации, когда музеи становятся новыми университетами, важно приобщение студентов к практике посещения выставок.

Литература:

1. Дриккер А.С. Музейный бум как феномен демократической культуры // Вестник СПбГУ. — Сер. 6. — 2012. — Вып. 3. — С. 51–70.

2. Кроу М., Дэбарс У. Модель нового американского университета. — М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017.

3. Мейсон П. Посткапитализм: путеводитель по нашему будущему.— М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. — 416 с.

Эстетическое и художественное воспитание предусмотрено на всех образовательных ступенях: в дошкольном, школьном, среднем специальном, высшем образовании. Можно сказать, что образовательные практики становятся все более разнообразными и глубокими (достаточно упомянуть курс «Мировая художественная культура» в системе школьного обучения). В вузовском образовании на протяжении последних десятилетий (точнее, с 1985 года) важную роль выполняла такая дисциплина, как «Культурология», всегда включавшая в себя раздел и теории, и истории культуры, в первую очередь культуры художественной.

Курс культурологии позволял осуществлять художественное воспитание студентов как гуманитарных, так и негуманитарных специальностей. Следует отметить, что важнейшими факторами успешности такого курса являлись профессионализм и просветительский энтузиазм преподавателей культурологии. К сожалению, данный курс потерял статус обязательной дисциплины, постоянно сокращались его часы, а в последнее время существование этой дисциплины зависело исключительно от факультетского руководства вузов. В условиях все возрастающей нагрузки преподавателей и сокращения преподавательского состава эта дисциплина стала исчезать. Однако десятилетия ее преподавания не прошли даром. Общеизвестно, что в последние годы в стране наблюдается музейный и лекционный бум. Оказалось, что большое количество людей занимаются самообразованием после окончания вузов, образование действительно стало охватывать всю жизнь человека. Конечно, огромную роль играют медиа, те новые возможности, которые открываются благодаря существованию социальных сетей, но было бы несправедливо забывать о тех усилиях, которые были приложены преподавателями культурологии для художественного образования и воспитания студентов. Можно считать, что одним из факторов, способствовавших современному музейному буму, была огромная просветительская работа в рамках преподавания культурологии в вузах. Такая работа представляла собой в первую очередь художественное воспитание, она проводилась в разнообразных формах, затрагивала и вузы, дающие профессиональное творческое образование, и вузы самых разных специальностей.

Для Цитирования:
Сороковикова Валентина Ивановна, Моисеева Нелли Алексеевна, Богаченко Алексей Владимирович, О системе художественного воспитания студентов в вузе. Ученый совет. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: