Статья поступила 23.08.2021 г.
* Публикуется в сокращенном виде. Впервые опубликовано: Андреева Н.С. К проблеме изучения менеджмента в области профессионального народно-хорового исполнительства // Народно-певческое искусство в России: прошлое, настоящее, будущее: сб. науч. ст. и метод. матер. / Ред.-сост. Е. А. Дорохова, Д. В. Морозов. — М.: Государственный Российский Дом народного творчества имени В. Д. Поленова, 2020. — С. 131-139.
Русское народно-певческое искусство формировалось на протяжении многих веков; оно включает в себя два параллельных взаимовлияющих направления — крестьянское искусство и многочисленные виды фольклоризма, такие как: «скоморошество, “русские дивертисменты”, народные хоры и ансамбли дореформенной России, концертная практика пореформенной России, народно-песенная эстрада, инсценировки песенных циклов, авторская “русская песня”, “лапотные” квартеты, секстеты и пр. <…> и, наконец, народно-хоровое исполнение как основная форма сценической жизни народной песни с конца 30-х годов прошлого столетия»2.
Многочисленная литература, касающаяся народного хороведения, освещает историю становления народно-певческого направления, различные аспекты творческой работы с коллективом, но практически нигде не разбираются вопросы администрирования хорового коллектива. Вместе с тем, в последние годы особенности менеджмента в профессиональном исполнительстве становятся наиболее актуальными с точки зрения подготовки специалистов, воплощения навыков и умений в концертной практике. Данная статья представляет собой одну из первых попыток осмысления опыта административной работы в профессиональном народно-певческом коллективе.
Для начала имеет смысл определить, насколько давно ведется подготовка специалистов по направлению «Музыкальный менеджмент» и «Менеджмент в сфере культуры и искусства» в России. В 1991 г. в Московской консерватории имени П.И. Чайковского на кафедре междисциплинарных дисциплин музыковедов был введён новый курс «Менеджмент в музыкальном искусстве». Российская академия музыки имени Гнесиных стала первым музыкальным вузом, в котором в 2000 г. открылось отделение музыкального менеджмента, готовящее кадры в этой сфере. В 2005 г. оно преобразовано в продюсерский факультет. Кафедра менеджмента музыкального искусства в РАМ им. Гнесиных открылась в ходе оптимизации продюсерского факультета и факультета фольклорного искусства в 2017 г. К числу учебных заведений, подхвативших эту инициативу, можно отнести и Ростовскую государственную консерваторию имени С.В. Рахманинова: «В сентябре 2006 года был осуществлен первый набор на новую лицензированную РГК им. С.В. Рахманинова специальность “Менеджмент организации”. В итоге пяти лет обучения студенты приобретут общую специальность “Менеджер организации” и специализацию “Музыкальный менеджмент”». Но к нашему большому сожалению для того, чтобы обучаться на данной специальности консерватория «…не требует наличия у абитуриентов специального музыкального образования, которое является лишь желательным». Среди прочих вузов искусства подготовку кадров по направлению «Менеджмент и продюсирование исполнительских искусств» ведет Школа-студия МХАТ; на сайте Института современного искусства также появилась информация о том, что: «…первый выпуск бакалавров по направлению «Менеджмент в сфере культуры» состоялся в 2017 г. Хотя в истории института в конце 1990-х – начале 2000-х уже существовала такая аккредитованная программа»3. В процессе исследования направлений подготовки прочих столичных не музыкальных вузов было установлено, что магистерская образовательная программа «Менеджмент в культуре» существует в Высшей школе культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультете) Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.