Реализуя государственную политику в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации, территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее – ТФОМС) осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
При этом одной из основных функций территориальных фондов ОМС является финансирование медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями в рамках территориальной программы ОМС, устанавливающей нормативы объемов гарантированной бесплатной медицинской помощи и нормативы финансовых затрат.
Особенностью государственной программы оказания бесплатной медицинской помощи жителям региона за предыдущие три года в Рязанской области стал неуклонный рост доли средств ОМС в общем финансировании. Этому способствовали мероприятия законодательного, финансового и организационного характера, проведенные в период модернизации здравоохранения (2011–2013 гг.).
На примере бюджета ТФОМС Рязанской области, который с 2014 по 2016 год увеличился на 5,1 %, установлена тенденция роста финансирования здравоохранения региона за счет средств ОМС. В 2014 году исполнение бюджета ТФОМС составило 9 399,9 млн руб.; в 2015 году – 9784,8 млн руб.; в 2016 году – 9876,5 млн руб. (рисунок).
На финансирование Территориальной программы ОМС в 2014 году направлено 9304,3 млн руб., что составляет 100 % к плану; в 2015 году – 9609,5 млн руб. или 100 % к плану; в 2016 году – 9 634,0 млн руб. или 99,9 % к плану. Таким образом, ежегодно происходит незначительный рост фактической стоимости Территориальной программы ОМС, которая в 2016 году по сравнению с 2014 годом увеличилась на 3,5 %.
К 2014 году в Рязанской области создана и эффективно функционирует трехуровневая модель оказания медицинской помощи, основанная на системном развитии государственной системы здравоохранения (медицинские организации государственной системы здравоохранения Рязанской области и федеральные медицинские организации), частной системы здравоохранения с сохранением государственного регулирования, а также медицинских организаций частной формы собственности.