До 2013 г. развитие российских сельских территорий регламентировалось федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2013 года», в 2014–2017 гг. — федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года».
С 2020 г. началась реализация Государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий"».
Согласно итогам реализации программы, за 2020 г. доля сельского населения в общей численности населения РФ составила 25,26 при плановом значении 25,2 %; соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств — 67,3 при плановом значении 63 %; доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах — 37,5 при плановом значении 33,4 %.
Основными целями Государственной программы от 31 мая 2019 г. № 696 «Комплексное развитие сельских территорий» (в ред. постановлений Правительства РФ от 17.10.2019 № 1332, от 31.03.2020 № 391, от 10.07.2020 № 1017) на период до 2025 г. являются сохранение доли сельского населения в общей численности населения РФ на уровне не менее 25,1 %, достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств в размере 75,5 % в 2025 г., повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 43,2 % в 2025 г.
Госпрограмма «Комплексное развитие сельских территорий» предусматривает привлечение федеральных средств на улучшение жилищных условий сельских семей, строительство и ремонт соцобъектов, газификацию, водоснабжение, развитие дорожной сети и благоустройство территорий. Но объемы и условия предоставления выделяемых на развитие сельских территорий федеральных средств способны лишь частично повлиять на темпы и качество развития сельских территорий [2].