В сложившейся производственной практике профессиональная квалификация как базис профессиональной деятельности не имеет четких характеристик, соответствующих запросам работодателей: актуальных требований к знаниям, умениям, навыкам, опыту работы, метакомпетенциям в смежных областях деятельности.
Основными проблемами образования являются недостаточная эффективность системы, неполное соответствие требованиям инновационно-ориентированной экономики, запаздывание реакции системы образования на новые потребности рынка и запросы работодателей. Глобальная задача, стоящая перед системой профессионального образования, — переход от сервисной функции ресурсного кадрового обеспечения отрасли к формированию драйвера развития, технологической модернизации и повышению производительности труда. Система профессионального образования должна стать источником развития экономики посредством модели интенсивного, а не экстенсивного развития, подразумевающего процесс обеспечения кадрами за счет развития человеческого капитала, усиления ориентации содержания образования и научных разработок на задачи производственного комплекса.
Новые требования к результативности образования означают не овладение профессией, а получение компетенций. Таким образом, желаемым результатом образовательной траектории обучающегося и, соответственно, критерием эффективности работы образовательной системы является:
— овладение метакомпетенциями, позволяющими адаптировать профессиональную деятельность в условиях рыночной конкуренции и динамично меняющегося контекста;
— нацеленность на проектирование улучшающих изменений и усовершенствование технологичности профессиональной деятельности.
В конечном итоге система профессионального образования обеспечивает смену позиции выпускника с узкопрофильного специалиста к активному агенту изменений, формируя компетенции для отраслей экономики.
Соответствие работников быстроменяющимся требованиям к квалификации, функциональным обязанностям, методам и критериям оценки и результатам работы способны повысить эффективность системы управления персоналом.