Темпы развития экономики во многом связаны с проблемой несоответствия профессионально-квалификационной структуры занятости населения существующим уровням профессионального образования.
В сложившейся производственной практике профессиональная квалификация как базис профессиональной деятельности не имеет чётких характеристик, соответствующих запросам работодателей: актуальных требований к знаниям, умениям, навыкам, опыту работы, метакомпетенциям в смежных областях деятельности.
Из досье
Олег Евгеньевич Ломакин, д-р экон. наук, канд. техн. наук, ректор Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов (ФГБОУ ДПО ИПК)
Основными проблемами образования являются недостаточная эффективность системы, неполное соответствие требованиям инновационно ориентированной экономики, запаздывание реакции системы образования на новые потребности рынка и запросы работодателей. Глобальная задача, стоящая перед системой профессионального образования, — переход от сервисной функции ресурсного кадрового обеспечения отрасли к формированию драйвера развития, технологической модернизации и повышения производительности труда. Система профессионального образования должна стать источником развития экономики посредством модели интенсивного, а не экстенсивного развития, подразумевающего процесс обеспечения кадрами за счёт развития человеческого капитала, усиления ориентации содержания образования и научных разработок на задачи производственного комплекса. Новые требования к результативности образования означают не овладение профессией, а получение компетенций. Таким образом, желаемым результатом образовательной траектории обучающегося и, соответственно, критерием эффективности работы образовательной системы является:
• овладение метакомпетенциями, позволяющими адаптировать профессиональную деятельность в условиях рыночной конкуренции и динамично меняющегося контекста;
• нацеленность на проектирование улучшающих изменений и усовершенствование технологичности профессиональной деятельности.