По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 377/378

О разработке профессиональных стандартов в сфере гидрометеорологии

Развитие Национальной системы квалификаций и внедрение её элементов в кадровые процессы организаций становятся не просто идеологическим вектором государственной политики, а реальным инструментом повышения эффективности системы управления персоналом. Ключевым элементом Отраслевой системы квалификаций является профессиональный стандарт. Для работодателей профессиональный стандарт — это основа для определения требований к квалификации работников с учётом выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда. Профессиональные стандарты ориентированы, прежде всего, на требования к профессиональным компетенциям. Разработка и внедрение профессиональных стандартов, актуализация образовательных программ в соответствии с ними — чрезвычайно актуальны.

Литература:

1. Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-Ф3 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона „О техническом регулировании“ (с изменениями и дополнениями)» [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/70271730/ (дата обращения: 10.09.2021).

2. Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: https:// base.garant.ru/71001244/ (дата обращения: 02.08.2021).

3. Трудовой Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant. ru/12125268/ (дата обращения: 02.08.2021).

4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта» (в ред. от 29.09.2014). [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/70366850// (дата обращения: 05.08.2021).

5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» [Электронный ресурс]. — URL: https:// base.garant.ru/70366852/// (дата обращения: 15.08.2021).

6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 758н «Об утверждении Примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и Порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определённому виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий» [Электронный ресурс]. — URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001201612300007/// (дата обращения: 04.09.2021).

7. Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant. ru/71433946/ (дата обращения: 24.08.2021).

Темпы развития экономики во многом связаны с проблемой несоответствия профессионально-квалификационной структуры занятости населения существующим уровням профессионального образования.

В сложившейся производственной практике профессиональная квалификация как базис профессиональной деятельности не имеет чётких характеристик, соответствующих запросам работодателей: актуальных требований к знаниям, умениям, навыкам, опыту работы, метакомпетенциям в смежных областях деятельности.

Из досье

Олег Евгеньевич Ломакин, д-р экон. наук, канд. техн. наук, ректор Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов (ФГБОУ ДПО ИПК)

Основными проблемами образования являются недостаточная эффективность системы, неполное соответствие требованиям инновационно ориентированной экономики, запаздывание реакции системы образования на новые потребности рынка и запросы работодателей. Глобальная задача, стоящая перед системой профессионального образования, — переход от сервисной функции ресурсного кадрового обеспечения отрасли к формированию драйвера развития, технологической модернизации и повышения производительности труда. Система профессионального образования должна стать источником развития экономики посредством модели интенсивного, а не экстенсивного развития, подразумевающего процесс обеспечения кадрами за счёт развития человеческого капитала, усиления ориентации содержания образования и научных разработок на задачи производственного комплекса. Новые требования к результативности образования означают не овладение профессией, а получение компетенций. Таким образом, желаемым результатом образовательной траектории обучающегося и, соответственно, критерием эффективности работы образовательной системы является:

• овладение метакомпетенциями, позволяющими адаптировать профессиональную деятельность в условиях рыночной конкуренции и динамично меняющегося контекста;

• нацеленность на проектирование улучшающих изменений и усовершенствование технологичности профессиональной деятельности.

Для Цитирования:
О.Е. Ломакин, Е.Е. Можаев, О разработке профессиональных стандартов в сфере гидрометеорологии. Ректор ВУЗа. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: