из досье
Сергей Михайлович Абрамов, директор Института программных систем им. А.К. Айламазяна РАН, член-корреспондент РАН, ректор и преподаватель ЧОУ ВО «Университет города Переславля имени А.К. Айламазяна». Совладелец, сотрудник, руководитель четырёх наукоёмких IT-компаний (две из них — резиденты «Сколково»). Эксперт, ментор, член Общественного НТС Технопарка «Сколково»
Приоритетные направления модернизации и технологического развития экономики России требуют развития качественного высшего образования. Инновации, модернизация, 25 млн современных рабочих мест, импортозамещение — всё это недостижимо без развития трёх сущностей: науки, образования и высокотехнологичного бизнеса. Мы видим теснейшие связи между ними. Развитие любой части без учёта этих связей приведёт к провалу.
Исходя из 20-летнего опыта нашей команды по одновременному развитию науки, образования и высокотехнологичного бизнеса мы пришли к выводу, что существуют три источника большинства проблем высшего образования.
1. Перенос чуждых для России явлений на чуждую для них почву.
Примеры проблем: чуждые нам рейтинги, болонский процесс и т.п.
Решения проблем. Нужно думать о России, перестать «меряться» чужими рейтингами (вузов, WoS, Scopus и т.д.), перекачивая при этом народные миллиарды в коммерческие структуры (часто западные). Не отвергая болонские квалификации (бакалавр и магистр), всё-таки необходимо вернуть широкое применение специалитета по критическим для России направлениям (обеспечение программ импортозамещения). Поясним.
Бакалавр — это внедренец, отлично подготовленный пользователь чужих (современных, наукоёмких) решений. Он не решит проблемы импортозамещения.
Магистр — младший учёный, занимающийся исследованиями, но не разработкой, не конструированием, в области R&D он хорош в R, но не в D. Он тоже не решит проблемы импортозамещения.