На фоне возрастающего производства и потребления товаров, ведущих к значительному увеличению промышленных отходов, все большее значение приобретает борьба за сохранение окружающей среды. Мировое сообщество столкнулось с экологическим кризисом, который поставил перед всеми государствами задачу обеспечения экологической безопасности и контроля со стороны государственных органов исполнительной власти за перемещением опасных отходов. Трансграничное перемещение опасных отходов сопряжено с обеспечением максимальной безопасности при транспортировке и дальнейшим распоряжением такими отходами.
В условиях функционирования ЕАЭС необходимо осуществлять эффективный и по возможности единый контроль за ввозом на таможенную территорию ЕАЭС и вывозом с таможенной территории ЕАЭС опасных отходов.
На международном уровне понятие «отходы» закреплено в Базельской Конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, подписанной в г. Базеле (Швейцария) 22 марта 1989 г. В соответствии с положениями Конвенции к отходам относятся вещества или предметы, которые по национальному законодательству удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению [1].
Несмотря на то что в Конвенции отсутствует четкое определение термина «опасные отходы», однако в ней указано, что к такому виду относятся отходы, обладающие опасными свойствами, указанные в приложении I, и отходы, предусмотренные в приложении III, в соответствии с Рекомендациями ООН по перевозке опасных грузов (типовыми правилами). К опасным отходам относятся, например, взрывчатые вещества, огнеопасные твердые вещества и жидкости, токсичные вещества, инфицирующие и др.
В соответствии с основными положениями Конвенции трансграничное перемещение опасных отходов контролируется таможенными органами государств и осуществляется по разрешительному порядку посредством лицензирования и применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности [1].
Порядок трансграничного перемещении опасных отходов в рамках ЕАЭС определен Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 (ред. от 24.03.2020) «О мерах нетарифного регулирования». Следует отметить, что в Решении Коллегии ЕЭК № 30 [2] не указано определение к термину «опасные отходы», но в нем приведена отсылочная норма к использованию определения, указанного в Конвенции. В положении Конвенции и Решении Коллегии ЕЭК № 30 предусмотрено, что страны — участницы Конвенции, и государства — члены ЕАЭС в частности могут определять на уровне национального законодательства, какие отходы будут относиться к категории опасных.