Специальная оценка условий труда (СОУТ) осуществляется в настоящее время в соответствии с документами: Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и Методика проведения специальной оценки условий труда, которая была утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г., № 33н. Методика устанавливает четыре процедуры: 1) порядок идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; 2) порядок исследований и измерений этих факторов; 3) отнесение условий труда на рабочем месте к классам (подклассам) по степени вредности и (или) опасности; 4) оформление результатов проведения СОУТ.
К сожалению, при подготовке указанных выше нормативных правовых актов практически не учитывался опыт оценки условий труда, начало которой в стране относится к 1970 году.
Выявленные в ходе идентификации потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы (ВОПФ) сравниваются с разработанным Классификатором ВОПФ (приложение №2 к приказу № 33н), и только при совпадении наименований факторов проводятся необходимые исследования и измерения и устанавливается класс (подкласс) условий труда.
Сравнение содержания Классификатора ВОПФ и ГОСТ 12.8.003 «Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» указывает на существенные различия: ряд физических и психофизиологических факторов, имеющихся в стандарте, в Классификатор не вошли — все факторы, связанные с состоянием оборудования, размещением рабочих мест, повышенным напряжением и др. Не оценивается уровень санитарно-бытового обеспечения работников. Как же в таком случае будет выполняться ст. 5 ФЗ «О специальной оценке условий труда». Ведь в этой статье указано, что результаты СОУТ применяются для оформления объемов санитарно-бытового обеспечения работников. Отсюда следует, что СОУТ «не дотягивает» до комплексной оценки условий труда, позволяет получать только какие-то «урезанные» оценки, что резко сокращает практическую ценность этого мероприятия при планировании работы по охране труда.