По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 327 DOI:10.33920/nik-02-2202-01

О преподавании Теории международных отношений*

Скопин Алексей Юрьевич проф. кафедры истории и регионоведения Московского гуманитарного университета, д-р геогр. наук, 111395, Россия, Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: alex_skopin@mail.ru

Рассмотрены причины глубокого кризиса в состоянии и преподавании Теории международных отношений (ТМО) в России и мире. Автор показывает, что существующие в России учебники по дисциплине «Теория международных отношений» имеют целый ряд проблем — и преобладающий государственно-политологический подход, и конфронтационное мышление, и перекос в интересную для авторов учебника сторону, и усложненную терминологию, и плохо организованные знания. Предлагается новая парадигма ТМО и новый учебник для преподавания.

Литература:

1. Бордачев Т.В. Теория международных отношений в XXI веке: учебник / Т.В. Бордачев, Е.С. Зиновьева, А.Б. Лихачева. — М.: Международные отношения. — 2015. — 232 с.

2. Дугин А.Г. Международные отношения (парадигмы, теории, социология): учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект, 2016. — 432 с.

3. Жириновский В.В. Социология мировых цивилизаций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 040200 — Социология / В.В. Жириновский, В.И. Добреньков, Н.А. Васецкий. — М.: Академический проект, 2013. — 608 с.

4. Современные международные отношения [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальностям) «Международные отношения» и «Зарубежное регионоведение» / [А.В. Абрамова и др.]; под ред. А.В. Торкунова, А.В. Мальгина; Московский гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) МИД России. — М.: Аспект Пресс, 2016. — 687. — С. 11–43.

5. Современные международные отношения и мировая политика: учебник для студентов, обучающихся по специальности и направлениям «Международные отношения» и «Регионоведение» / [А.В. Торкунов и др.]; отв. ред. А. В. Торкунов; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (МГИМО — Ун-т) МИД России. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2004. — 989 с. — С. 10–45.

6. Теория международных отношений: учебник для академического бакалавриата / П.А. Цыганков [и др.]; под редакцией П.А. Цыганкова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 316 с. (особенно с. 10–109).

7. Цыганков П.А. Теория международных отношений: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям и специальностям «Международные отношения», «Регионоведение», «Связи с общественностью», «Социология» / П.А. Цыганков. — М.: Гардарики, 2005 (ОАО Можайский полигр. комб.). — 590 с.

8. International Relations Theory (2017). D. Gold and S. McGlinchey (e-ir. info/2017/01/09/intern).

1. Bordachev T.V. Teoriya mezhdunarodnykh otnosheniy v XXI veke: uchebnik / T.V. Bordachev, Ye.S. Zinov'yeva, A.B. Likhacheva. — M.: Mezhdunarodnyye otnosheniya. — 2015. — 232 s.

2. Dugin A.G. Mezhdunarodnyye otnosheniya (paradigmy, teorii, sotsiologiya): uchebnoye posobiye dlya vuzov. — M.: Akademicheskiy proyekt, 2016. — 432 s.

3. Zhirinovskiy V.V. Sotsiologiya mirovykh tsivilizatsiy: uchebnoye posobiye dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy, obuchayushchikhsya po napravleniyu 040200 — Sotsiologiya / V.V. Zhirinovskiy, V.I. Dobren'kov, N.A. Vasetskiy. — M.: Akademicheskiy proyekt, 2013. — 608 s.

4. Sovremennyye mezhdunarodnyye otnosheniya [Tekst]: uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po napravleniyu podgotovki (spetsial'nostyam) «Mezhdunarodnyye otnosheniya» i «Zarubezhnoye regionovedeniye» / [A.V. Abramova i dr.]; pod red. A.V. Torkunova, A.V. Mal'gina; Moskovskiy gos. in-t mezhdunar. otnosheniy (Un-t) MID Rossii. — M.: Aspekt Press, 2016. — 687. — S. 11–43.

5. Sovremennyye mezhdunarodnyye otnosheniya i mirovaya politika: uchebnik dlya studentov, obuchayushchikhsya po spetsial'nosti i napravleniyam «Mezhdunarodnyye otnosheniya» i «Regionovedeniye» / [A.V. Torkunov i dr.]; otv. red. A. V. Torkunov; Mosk. gos. in-t mezhdunar. otnosheniy (MGIMO — Un-t) MID Rossii. — 2-ye izd. — M.: Prosveshcheniye, 2004. — 989 s. — S. 10–45.

6. Teoriya mezhdunarodnykh otnosheniy: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata / P.A. Tsygankov [i dr.]; pod redaktsiyey P.A. Tsygankova. — M.: Izdatel'stvo Yurayt, 2019. — 316 s. (osobenno s. 10–109).

7. Tsygankov P.A. Teoriya mezhdunarodnykh otnosheniy: ucheb. posobiye dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po napravleniyam i spetsial'nostyam «Mezhdunarodnyye otnosheniya», «Regionovedeniye», «Svyazi s obshchestvennost'yu», «Sotsiologiya» / P.A. Tsygankov. — M.: Gardariki, 2005 (OAO Mozhayskiy poligr. komb.). — 590 s.

8. International Relations Theory (2017). D. Gold and S. McGlinchey (e-ir. info/2017/01/09/intern).

* Статьи данного номера представляют материалы докладов авторов на XVII Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века. Ответы на глобальные вызовы» (Москва, 25–27 ноября 2021 г.).

Любая область научных исследований стремится сформировать теорию как общую картину изучаемых объектов. Такая общая картина помогает: 1) определить уровень научной изученности объектов; 2) «цементировать» научное сообщество и 3) передать новому поколению уровень знаний, который они в дальнейшем будут повышать.

Что касается современной Теории международных отношений (ТМО), то она находится в глубоком кризисе. Научный кризис ТМО связан с государственнополитологическим перекосом в изучении международных отношений. Такой «перекос» уделяет основное внимание отношениям между государствами в сфере безопасности, а остальные сферы международных отношений — демографическую, ресурсно-экологическую, социокультурную, экономическую — оставляет либо вообще без внимания, либо крайне недооцененными. Следовательно, с научной точки зрения, участники и сферы международных отношений изучаются узкоспециализированно, то есть неполноценно!

С позиции «цементирования» научного сообщества все тоже не просто. Государственно-политологический подход разделяет ученых кардинальным образом на конфликтующие группы, каждая из которых, пытаясь определить национальные интересы «своего» государства, видит их через «призму» конфронтации с другими государствами. Более того, внутри одного государства появляются конфликтующие научные школы, не только отстаивающие разное видение национальных интересов, но и часто действующие в интересах других государств.

Наконец, передача новому поколению знаний о международных отношениях может не только воспроизводить все перечисленные ошибки, но и добавлять к ним новые. Например, включать интересные автору учебника темы, которые малозначимы с позиций комплексного значения данной дисциплины для учебного процесса. Или погружать студента в научные дискуссии, к восприятию которых он еще не готов. Или забивать голову студента множеством плохо организованных знаний и т.д.

Для Цитирования:
Скопин Алексей Юрьевич, О преподавании Теории международных отношений*. Ученый совет. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: