По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

О правовом положении негосударственных музеев

Сергей Богатырев Музей русской иконы, Москва

Вице-президент ИКОМ России, заместитель директора частного Музея русской иконы в своей статье обозначил основные проблемы в деятельности негосударственных музеев, которые возникают из-за несоответствия существующей законодательной базы потребностям развития музейного дела в нашей стране. Звучали они и в рамках круглого стола «Музей и закон» на VII Международном Санкт-Петербургском культурном форуме в ноябре 2018 года.

В соответствии со статьями 3, 5, 26 Федерального закона от 25.04.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» музеем считается «некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации». В настоящее время большая часть предметов и коллекций частных, корпоративных и иных негосударственных музеев не включена в состав Музейного фонда Российской Федерации и их учредители не знакомы с этим процессом. Многие корпоративные музеи являются структурными подразделениями предприятий и не имеют самостоятельного юридического лица. Это ставит под вопрос их правовое положение в сфере музейной и культурной деятельности, в то время как они нуждаются в поддержке и развитии. Таким образом, в России сложилась ситуация, что «деюре» несколько тысяч музеев таковыми не считаются (исходя из положений Федерального закона № 54-ФЗ), а «де-факто» эти несколько тысяч музеев ведут активную профессиональную деятельность по выявлению, хранению, изучению и публикации музейных предметов и музейных коллекций, признаны общественными профессиональными объединениями (Союз музеев России, ИКОМ России).

Со стороны регулятора отрасли — Министерства культуры — необходимы консультации и разъяснения корпоративным, частным музеям и их учредителям относительно изменений и нововведений в музейном деле. Государственные органы должны мотивировать собственника на включение музейных предметов и коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации и оказывать методическую помощь по вопросам государственного учета их предметов и коллекций.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что при формировании нормативноправовых актов о музеях и музейном деле необходимо учитывать особенности правового статуса и функционирования корпоративных, частных и других негосударственных музеев.

Принятие пакета поправок в Законодательство о вывозе и ввозе культурных ценностей (Федеральный закон от 27.12.2017 № 435- ФЗ) не изменило правового положения частных и корпоративных музеев при временном вывозе из России их коллекций для экспонирования на выставках. Особенно это касается музейных предметов и музейных коллекций ХХ–ХХI веков. Частные коллекции ХХ–ХХI веков, направляемые за границу на выставки в соответствии с договорами об экспонировании, рассматриваются структурами Министерства культуры как культурные ценности, покидающие страну на постоянной основе и по-прежнему облагаются пошлиной в размере 10% от их рыночной стоимости. Это является основным сдерживающим фактором, ограничивающим международную выставочную деятельность частных музеев.

Для Цитирования:
Сергей Богатырев, О правовом положении негосударственных музеев. Музей. 2019;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: