По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349

О повышении качества правовой регламентации прикладного обучения при освоении профессиональных образовательных программ

И.В. Аленина кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового и социального права, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Курс на сближение современного профессионального образования и рынка труда требует построения новых правовых моделей развития прикладных навыков у выпускников высших учебных заведений, в том числе с участием потенциальных работодателей. Модели взаимодействия образовательных организаций и представителей реального сектора экономики могут различаться в зависимости от целей и возможностей последних и включать в себя договор о целевой подготовке, сетевую форму организации обучения, открытие в организациях, представляющих реальный сектор экономики «базовых кафедр» и др. Наиболее перспективным представляется сотрудничество в рамках общественно-профессиональных объединений. Сформулированы некоторые предложения относительно системы правового регулирования практической подготовки, содержательного наполнения понятия «практическая подготовка», статуса участников отношений в области прикладного обучения, договоров о практической подготовке. Проведенный анализ и сформулированные предложения могут быть учтены в ходе совершенствования правового регулирования практической подготовки обучающихся образовательных учреждений профессионального образования.

Литература:

1. Елина Е.Г., Аникин В.М. Целевое обучение: социальные риски и их преодоление // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. — 2018. — Т. 18. — № 4.

2. Deißinger T. Th The German dual vocational education and training system as 'good practice'? // Local Economy. — 2015. — № 30 (5).

3. Спасская В.В. Правовое регулирование образовательных отношений: проблемы теории и практики. — М.: Информ-Право, 2012.

4. Набойченко С., Соболев А., Богатова Т. К реализации стратегии партнерства высшей школы и бизнеса // Высшее образование в России. — 2007. — № 1.

Тренд на более тесную интеграцию современного профессионального образования и реального сектора экономики требует построения новых правовых моделей развития прикладных навыков у выпускников образовательных организаций. Осуществленное в последний период обновление правовой регламентации практической подготовки обучающихся, к сожалению, не дало желаемого эффекта. Поэтому задача создания результативной модели правовой регламентации практико-ориентированного обучения, по-прежнему, остается актуальной.

Представляется, что создание такой модели возможно только на основе четкого осознания целей нормотворчества, правового прогнозирования, соблюдения баланса интересов всех потенциальных участников правоотношений, разработки выверенного согласованного понятийного аппарата, выбора адекватных средств правового воздействия.

Сближение теоретического и прикладного обучения способствует интенсификации экономического развития, повышению производительности труда. Система образования, чутко реагирующая на потребности рынка труда, приобретает преимущества в виде повышения оценки ее вклада в развитие экономики, признания ценности образования как социального и коммерческого продукта и, как следствие, роста спроса на образовательные услуги. Привлекая молодых специалистов, максимально адаптированных к профессиональной деятельности, работодатели сокращают временные и материальные издержки на подбор и подготовку персонала. У выпускников повышается конкурентоспособность в профессиональной сфере, облегчается их переход от обучения к трудовой занятости. Все это побуждает участников отношений в области образования увеличивать прикладную составляющую в содержании образовательных программ.

Вместе с тем, в стремлении подготовить специалистов, максимально адаптированных к трудовой деятельности к моменту окончания обучения, важно не впасть в излишнюю крайность, не допустить сведение образования, представляющего собой сложный процесс интеллектуального развития, формирования ценностных установок, профессионального потенциала, профессиональной культуры, к развитию способностей выполнять достаточно конкретные и весьма узкие текущие задачи, имеющие сиюминутную ценность.

Для Цитирования:
И.В. Аленина, О повышении качества правовой регламентации прикладного обучения при освоении профессиональных образовательных программ. Юрист ВУЗа. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: