В современном сельскохозяйственном производстве, оснащенном сложными техническими системами, к оператору мобильной сельскохозяйственной техники (МСХТ) предъявляются особые требования с учетом его психофизиологических возможностей (эмоциональной устойчивости, скорости реакции, внимания и др.) и условий труда, предусматривается проведение ряда мероприятий по снижению производственно обусловленных заболеваний оператора МСХТ, травматизма и повышению работоспособности [8].
В период уборочных работ оператор МСХТ должен постоянно воспринимать большой объем информации о состоянии технического средства, параметрах производственной среды, анализировать поступающую информацию и принимать соответствующее решение [3, 4, 7, 9].
Весь процесс от восприятия до совершения действия требует определенных затрат времени, которого зачастую может не хватить. В этом случае возможны неправильные действия оператора, вызванные его утомлением, которые могут сопровождаться получением травм при управлении МСХТ. При определенных условиях утомление, величину которого невозможно измерить только объемом выполненной работы, является причиной возникновения хронического заболевания или даже гибели работника. Особенно опасно при эксплуатации МСХТ неожиданное ухудшение состояния здоровья оператора, приводящее к потере сознания или выражающееся в сильных болевых ощущениях.
При информационной перегрузке имеют место «скачки» — переход от устойчивого состояния нервной системы работника к неустойчивому (стрессу), то есть потере контроля над собой, что, конечно же, сказывается на безопасности труда. Для недопущения таких случаев огромное значение отводится организации режима труда и отдыха оператора МСХТ с учетом его подготовленности и физического состояния. При этом усталость работников, относящихся к данной профессии, — это своеобразный сигнал организму о необходимости прекратить или снизить интенсивность работы, тем более что в состоянии утомления оператор может и не чувствовать усталости под влиянием эмоционального возбуждения, чувства долга, ответственности за порученное дело. При этом усталый мышечный аппарат, например глаз, не обеспечивает четкого пространственного восприятия, и оператор может уснуть за рулем.