Защита трудовых прав и интересов работников и работодателей является одной из ключевых целей действующего трудового законодательства (ст. 1 ТК РФ) [1]. Основные способы реализации права на защиту трудовых прав и свобод закреплены в ст. 352 ТК РФ. Важнейшим и самым часто применяемым способом является обращение в суд.
По справедливому замечанию А.А. Бережнова, в периоды экономических кризисов, когда резко возрастает количество нарушений прав работников со стороны работодателей, стремившихся сократить свои издержки за счет снижения расходов на персонал, то есть за счет снижения уровня правовых гарантий работникам, состоящим с ними в трудовых отношениях, наблюдается увеличение количества индивидуальных трудовых споров. При этом отсутствие адекватных механизмов их досудебного разрешения обусловливает массовое обращение работников в суды за защитой нарушенных прав [2, с. 3].
Представляется, что одной из причин обращения в суд, минуя досудебные способы урегулирования возникших разногласий, является отсутствие в ст. 352 ТК РФ указания на возможность рассмотрения спора в комиссии по трудовым спорам (далее — КТС). Хотя замечу, что глава 60 ТК РФ, посвященная рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров, указывает на КТС как на один из юрисдикционных органов, обладающих правом рассматривать споры наравне с судом (ст. 382 ТК РФ).
Распространение новой коронавирусной инфекции не самым благоприятным образом отразилось на реализации прав и законных интересов работников, что неизбежно привело к росту числа индивидуальных трудовых споров.
В связи с этим важно обращать внимание на такие механизмы урегулирования разногласий, которые, с одной стороны, были бы доступными, дешевыми и удобными, с другой стороны — обеспечивали бы реализацию права на защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, а также на справедливое разрешение индивидуальных трудовых споров и исполнение принятых решений [2, с. 4].
Полагаю, что рассмотрение спора в КТС — это один из тех механизмов урегулирования разногласий между работником и работодателем, который соответствует их интересам. Данный орган создается непосредственно у работодателя, что существенно сокращает сроки рассмотрения спора. Кроме того, это облегчает возможность защиты своих прав не только работником, но и работодателем в силу отсутствия жесткой процедурной регламентации. Можно отметить и минимизацию расходов и негативных правовых последствий для сторон индивидуального трудового спора. Однако главное преимущество КТС как органа, создаваемого на паритетных началах (из равного числа представителей работников и работодателя), — это возможность услышать друг друга и предотвратить развитие трудового конфликта, сохранив стабильным морально-психологический климат в коллективе, который является залогом устойчивого развития организации.