Переход к специальной оценке условий труда (СОУТ), осуществляемой на базе положений Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда», а также принципиальные новации, внесенные Федеральным законом № 421-ФЗ от 28.12.2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О специальной оценке условий труда“» (в Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) (с изменениями на 30 декабря 2015 г.)», Федеральный закон № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон от 23.06.2014 г. № 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), обозначили окончательный отказ от старой «списочной» модели установления компенсаций за работу во вредных условиях труда, таких как:
• сокращенный рабочий день;
• дополнительный отпуск;
• бесплатное питание;
• дополнительные выплаты;
• досрочный выход на пенсию;
• внедрение рыночного механизма защиты здоровья работника на основе оценки реальных профессиональных рисков на конкретных рабочих местах и определения класса условий труда по результатам СОУТ.
С 1 января 2014 г. вступили в силу положения новой ст. 58.3 Федерального Закона № 212-ФЗ, в части 2.1 которой утверждены дополнительные тарифы страхового взноса в Пенсионный фонд России (ПФР), которые устанавливаются в соответствии с классом условий труда, определяемым по результатам СОУТ. При этом если условия труда отнесены к оптимальным (1 класс) или допустимым (2 класс), то дополнительный тариф к страховому взносу не устанавливается. В случае установления вредных и (или) опасных условий труда по результатам СОУТ дополнительный тариф страхового взноса устанавливается в следующих размерах1:
2 %, подкласс условий труда – 3.1;
4 % – подкласс 3.2;
6 % – подкласс 3.3;
7 % – подкласс 3.4;