Бережное отношение к традициям национальной культуры является одним из условий преемственности исторического опыта народа, воссоздания нравственных и этических норм национального характера. Важнейшей составной частью народной культуры является фольклор. Вытеснение фольклорных традиций из нашей жизни, сферы наших художественных интересов наносит большой ущерб творческому развитию личности и всего общества, сужает спектр естественных связей между поколениями и возрастными группами.
Фольклор — коллективное художественное творчество народа, чаще всего устное, которое отражает его жизнь, воззрения, идеалы, принципы. Это поэзия, народная музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Важнейшими особенностями фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры являются его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации.
В последние годы возрастает интерес исполнителей к фольклору. Различные по составу певческие коллективы (фольклорные и вокально-инструментальные ансамбли, народные хоры, ансамбли народной песни и танца) все чаще включают в репертуар подлинно народные произведения. Желание определенно положительное, но такая работа может строиться только на основе изучения законов развития народного творчества и анализа фольклорного материала.
В идеале изучение должно происходить при непосредственном общении с мастерами — исполнителями народной песни, когда имеется возможность слышать живые интонации разговорной речи, наблюдать быт и обычаи, видеть костюмы, запоминать манеру поведения. Кроме этого, нельзя исключить прослушивание фонозаписей песен, изучение различной краеведческой, этнографической, художественной литературы, работ по музыкальному, прикладному искусству, которые содействуют раскрытию содержания каждой выбранной для исполнения песни, пониманию времени и условий ее бытования и вызывают у исполнителей необходимые образные ассоциации.
Исполнение народной песни, обряда или танца на сцене — один из эффективных способов пропаганды фольклорных традиций. Перенесение фольклора на сцену всегда сложно, так как сценический вариант оторван от исконной среды рождения и развития. Сцена — это форма не бытования фольклора, а его показа.