В рамках данной статьи рассматриваются положительные и отрицательные стороны введения системы проектного финансирования. Автор делает акцент на сравнительно-правовом анализе долевого и проектного финансирования. Автор считает, что новая система, внедренная властью, может привести к существенному росту цен на объекты недвижимости (+5–10 %). В связи с сокращением реальных доходов населения (что фиксируется как Росстатом, так и Счетной палатой РФ) вполне вероятны ситуации сокращения объема вводимых квадратных метров в РФ. Отметим, что последний факт скажется негативно на социальной обстановке и станет основанием для признания невыполненными условий национального проекта «Жилье» в 2024 г. Автор считает, что в сложившихся условиях есть несколько вариантов улучшения ситуации — внедрение активного общественного контроля за строительством жилых объектов по всей территории страны, финансовая помощь и поддержка жилищного строительства со стороны государства (введение льготного ипотечного кредитования, помощь многодетным семьям). Кроме того, необходимо обратить внимание на имеющиеся правовые возможности у саморегулируемых организаций (СРО, к сожалению, в России сейчас не функционируют, за исключением, пожалуй, подобия саморегулирования в банковской сфере). Именно СРО должны достраивать объекты недвижимости в случае банкротства застройщика. Они же должны компенсировать гражданам, вложившим деньги в строительство, ущерб, который был им нанесен в случае задержки сроков сдачи жилых помещений. Качественные изменения законодательства позволят улучшить сферу жилищного строительства.
До 2019 г. в России действовала система долевого участия в строительстве. Это означает, что строительная или иная компания для проведения работ/оказания услуг собирает средства третьих лиц (физических или юридических) для строительства объектов недвижимости. Все это имеет как позитивные, так и негативные последствия.
Позитивные:
- реализуется право гражданина на имущество (ст. 40 Конституции РФ);