Сотрудничество по подготовке будущих реставраторов началось еще в 1970-е годы по инициативе Московского государственного академического художественного училища памяти 1905 года. Первая практика была проведена тогда в стесненных условиях и выражалась она в том, что студенты проводили консервационные работы с предметами из коллекции темперной живописи. Теперь же занятия проходят в реставрационной мастерской, которая располагается в здании фондо-хранилища, построенном в 1980 году. Десять лет назад была проведена реконструкция здания, увеличена его площадь и этажность. Осуществляя реконструкцию, музей запланировал и создание реставрационной мастерской, которая оснащена самым современным оборудованием, всем необходимым, что нужно для реставрации на самом высоком уровне.
Практика осуществляется следующим образом. Сначала заключается договор между учебным заведением и музеем, причем на безвозмездной основе. Однако следует признать, что для музея практика — это весьма затратное дело. Реставратору нужно организовать рабочее место, оснастить его всеми материалами и инструментами, обеспечить фотофиксацию и рентгенографирование. За каждым студентом закрепляется руководитель, реставратор первой или высшей категории. Мы заранее намечаем, какие работы будут выполняться, а в процессе практики не один раз собирается Реставрационный совет. На нем студенты докладывают о процессе своей работы. Мы обращаем особое внимание, чтобы они умели хорошо представлять памятники, рассказывать о них.
Будущие реставраторы проходят практику после 3-го курса обучения, а также преддипломную практику. Наблюдая за их работой, я вижу, что за последние годы изменилось отношение студентов к практике, а следовательно, к своей специальности. Они стали относиться к ней гораздо более ответственно и заинтересованно. Выпускники стараются остаться в профессии. Когда студенты заканчивают учебное заведение, то надеются, что кого-то из них мы возьмем к себе на работу. Но это бывает очень редко: штаты заполнены, устроиться в музей очень сложно. Однако мы стараемся брать лучших практикантов, пусть даже на временную работу, или рекомендовать их в другие музеи. Некоторые студенты участвуют в международных выставках: когда наш специалист выезжает и рассказывает о подготовке будущих реставраторов, то в этом принимают участие и студенты.