По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

О новом подходе к экскурсионной работе

Алена Бойцова старший научный сотрудник Музейно-выставочного центра им. Л. Чайкиной
Ключевые слова:

Посетитель музея 20 лет назад и посетитель музея в наши дни — представители абсолютно разных культур с точки зрения потребления информации. Использование мультимедийных технологий и гаджетов давно стало обычной практикой в музейном мире.

Е сли наши родители знакомились с музейными коллекциями при помощи печатных носителей (этикетки, аннотации, каталоги, монографии и пр.) и экскурсий-лекций, то для подрастающего поколения эти методы уже не работают. Музей сегодня — сложная система, где экспозиция является лишь верхушкой айсберга.

С развитием технологий доступ к информации стал значительно проще — достаточно ввести запрос в поисковой строке, и вы получите ответ на любой вопрос. Использование мультимедийных технологий и гаджетов давно стало обычной практикой в музейном мире. Все большее внимание уделяется виртуальному пространству: официальный сайт, социальные сети, мобильные приложения, трансляции и блоги сотрудников — все это часть музейного организма, такая же естественная, как и выставочная витрина. Учитывая данный контекст, невозможно обойти такой вопрос, как создание экспозиций и методы работы с ними.

Наш посетитель уже не столько исследователь, ищущий знаний, сколько потребитель услуг, предлагаемых музеем. Здесь нет ничего обидного или негативного — это та реальность, в которой существует современное общество. Сегодня музеи нередко ругают за интерактив, якобы уводящий от поставленных перед ним задач, но, по моему глубокому убеждению, основная задача музея по отношению к посетителю — передать знания. Если игра в специально разработанном приложении или квест в самой экспозиции помогают усвоить некоторые факты и сформировать понимание ценности того или иного предмета, то никакого отхода от задач музея я в этом не вижу.

В данный момент у нас проходит выставка деревянной игрушки предприятия «Тверские сувениры». По личным наблюдениям мы знаем, что, каким бы интересным ни был рассказ, дети с трудом выдерживают классическую экскурсию в форме монолога. И мы решились на эксперимент: недавно провели интерактивную программу «Путешествие в страну тверских сувениров» на базе нашей экспозиции.

Основная цель, которую мы перед собой поставили, — позволить детям самим получать знания. Естественно, в начале программы им был выдан некий минимум информации не только об экспонатах и истории предприятия, но и о том, что такое аннотация и этикетки, для чего они нужны, как именно расположены предметы в пространстве зала. После этого мы поделили детей на две группы в соответствии с возрастом — дошкольники и дети 10–12 лет выполняли разные задания.

Для Цитирования:
Алена Бойцова, О новом подходе к экскурсионной работе. Дом культуры. 2018;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: