БИО АВТОРА
Гульфира Крок
Ритейл-консультант, эксперт по категорийному менеджменту, преподаватель в EDU-Training Studio, автор курса Русской Школы Управления. Работала региональным директором в компании «Бахетле». Образование: Ярославский госуниверситет, РЭА им. Г.В. Плеханова, Deutsche Management Akademie Niedersachsen. Изучала Cognitive Psychology в ИП РАН.
Я отмечала недостатки, которые видела: вот эту категорию надо переставить, отодвинуть промо-зону от входа, укоротить линию стеллажей, заменить горизонтальную выкладку на блочную, здесь добавить освещения и прочее. Если, говорю, это исправите, то продажи вырастут.
И услышала обратную связь:
— Ну, так-то мы и сами знали, что если ошибки мерчандайзинга исправить, то продажи вырастут! Мы думали, что Вы нам скажете то, что мы не знали!
— А почему не исправили, если знали?
— Да как-то руки не дошли.
Решения по автоматизации мерчандайзинга продвигаются тяжело, по крайней мере, среди сетей постсоветского пространства. Это удивительно, при том что автоматизация мерчандайзинга появилась очень давно — еще в 1999 году я видела демо-версию Spaceman от Nielsen, а это было не новое решение уже тогда.
Даже те сети, которые внедрили IT-решения по планограммированию, используют возможности программ только частично: например, компания может не иметь стандартов мерчандайзинга, а планограммы просто фиксируют фактическую выкладку. Или отсутствует бизнес-процесс по контролю соблюдения планограмм магазинами, несмотря на наличие мобильного приложения и заложенной возможности сравнения фотографии фактической выкладки (реалограммы) с планограммой. Или из-за неполных данных в учетной системе (отсутствия характеристик товара) невозможно создать эффективные планограммы.
Конечно, в таких случаях внедрение IT-решения по автоматизации мерчандайзинга не даст какого-либо значимого финансового эффекта, разве что ликвидация грубых ошибок и некоторая степень дисциплинированности может незначительно повысить продажи — сработает принцип: если начать чемто заниматься, чем раньше вообще не занимались, то в этом вопросе всегда намечается некоторое улучшение результата.