По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

О необходимости моделирования подходов к подготовке высококвалифицированных кадров в аспирантуре

В статье на основании анализа внешних и внутренних по отношению к системе образования факторов формулируются аргументы о необходимости моделирования подходов к подготовке высококвалифицированных кадров в аспирантуре отечественных вузов и научно-исследовательских организаций. Приводятся предложения по возможным аспектам, которые следует отразить в разрабатываемых моделях.

Литература:

1. Клячко Т.Л. Последствия и риски реформ в российском высшем образовании. // М.: Издательство «Дело». 2017. 52 с.

2. Федотов А.В., Беляков С.А., Клячко Т.Л., Полушкина Е.А. Кадровое обеспечение приоритетных направлений социально-экономического развития: состояние и проблемы. // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 3 (109). С. 27–37.

3. Extreme automation and connectivity: The global, regional, and investment implications of the Fourth Industrial Revolution. UBS White Paper for the World Economic Forum Annual Meeting. 2016.

4. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: ООО «Издательство «Эксмо», 2016. 208 с.

5. Комиссаров А. Технологический ренессанс: Четвертая промышленная революция // Ведомости — 14.10.2015. № 3938.

6. Филиппов В.М., Краснова Г.А., Гриншкун В.В. Трансграничное образование. // Платное образование. 2008. № 6. С. 36–38.

7. Грибанькова А.А. Современные тенденции в подготовке специалистов-исследователей за рубежом (в контексте исследования проблем модернизации образования). Автореферат... докт. пед. наук. 13.00.08 — теория и методика профессионального образования; Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта. М., 2011.

8. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL: http:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 2018).

9. Статистика науки и образования. Выпуск 3. Подготовка научных кадров высшей квалификации в России : Инф.-стат. мат. М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2017. 170 с.

Вадим Валерьевич Гриншкун, профессор РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатизации образования, Московский городской педагогический университет vadim@grinshkun.ru

Татьяна Львовна Клячко, доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ tatlk@bk.ru

Елена Анатольевна Полушкина, заместитель директора Центра экономики непрерывного образования, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ privacy@mail.ru

Необходимость обеспечения Российской Федерации кадрами высшей квалификации — творчески мыслящими исследователями, способными существенно повысить эффективность различных сфер деятельности российского общества, — тесно связана с вопросами развития программ подготовки аспирантов. Определение перспективных путей развития систем подготовки кадров высшей квалификации требует проведения специальных исследований, сложившихся организационных, нормативно-правовых, финансовых, методологических и других аспектов функционирования аспирантуры в российских образовательных и научных организациях, что позволило бы разработать модели более эффективной подготовки научных кадров.

Наблюдаемое в последнее время повышение интереса к системам подготовки аспирантов обусловлено наличием проблем в стремительно возрастающей глобальной конкуренции и развитии рынка труда, а также изменением траектории профессиональной карьеры у многих обладателей тех или иных учёных степеней, полученных как в России, так и в других странах [1, 2]. Вот уже несколько лет, как в Российской Федерации аспирантура является третьим уровнем высшего образования, что характеризуется одновременным наличием преимуществ и проблем.

Кроме того, на необходимость поиска более эффективных подходов к функционированию аспирантуры влияет и множество внешних по отношению к системе образования факторов, возникающих с течением времени. В качестве значимого примера подобных факторов можно выделить появление технологий четвёртой промышленной революции, о которой много говорится в последнее время. Критерием выделения этой революции можно считать стирание граней в рамках информационного и других видов взаимодействия между физическими, биологическими и техническими системами [3–5].

Для Цитирования:
В.В. Гриншкун, Т.Л. Клячко, Е.А. Полушкина, О необходимости моделирования подходов к подготовке высококвалифицированных кадров в аспирантуре. Ректор ВУЗа. 2018;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: