Вадим Валерьевич Гриншкун, профессор РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатизации образования, Московский городской педагогический университет vadim@grinshkun.ru
Татьяна Львовна Клячко, доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ tatlk@bk.ru
Елена Анатольевна Полушкина, заместитель директора Центра экономики непрерывного образования, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ privacy@mail.ru
Необходимость обеспечения Российской Федерации кадрами высшей квалификации — творчески мыслящими исследователями, способными существенно повысить эффективность различных сфер деятельности российского общества, — тесно связана с вопросами развития программ подготовки аспирантов. Определение перспективных путей развития систем подготовки кадров высшей квалификации требует проведения специальных исследований, сложившихся организационных, нормативно-правовых, финансовых, методологических и других аспектов функционирования аспирантуры в российских образовательных и научных организациях, что позволило бы разработать модели более эффективной подготовки научных кадров.
Наблюдаемое в последнее время повышение интереса к системам подготовки аспирантов обусловлено наличием проблем в стремительно возрастающей глобальной конкуренции и развитии рынка труда, а также изменением траектории профессиональной карьеры у многих обладателей тех или иных учёных степеней, полученных как в России, так и в других странах [1, 2]. Вот уже несколько лет, как в Российской Федерации аспирантура является третьим уровнем высшего образования, что характеризуется одновременным наличием преимуществ и проблем.
Кроме того, на необходимость поиска более эффективных подходов к функционированию аспирантуры влияет и множество внешних по отношению к системе образования факторов, возникающих с течением времени. В качестве значимого примера подобных факторов можно выделить появление технологий четвёртой промышленной революции, о которой много говорится в последнее время. Критерием выделения этой революции можно считать стирание граней в рамках информационного и других видов взаимодействия между физическими, биологическими и техническими системами [3–5].