Согласно Всеобщей декларации прав человека 1948 г. каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.
Это же право гарантируется Конституцией РФ (ч. 5 ст. 37) и трудовым законодательством. Работник имеет право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков (абз. 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ).
По общему правилу всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе — один выходной день.
Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд (ст. 111 ТК РФ).
Закрытый перечень нерабочих праздничных дней установлен ст. 112 ТК РФ.
Однако в 2020 г. из-за распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) участились случаи злоупотребления правом работодателем в сфере трудовых отношений в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В этой связи в данной статье будут раскрыты проблемы, на которые как работнику, так и работодателю следует обратить внимание, — на правовое регулирование привлечения работника к работе в выходные и праздничные нерабочие дни.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти
Согласно ст. 8 и 9 федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — ФЗ №52-ФЗ) граждане индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.