Эксплуатационная надежность электродвигателей определяется конструкцией и качеством изготовления, условиями эксплуатации, периодичностью и качеством ремонта. Характер повреждений и причины отказов электродвигателей в процессе эксплуатации определяет степень надежности основных узлов: обмотки статора и ротора, подшипников и др. Используя данные об отказах электродвигателей, определяют наименее надежные элементы конструкции и разрабатывают мероприятия по повышению их надежности, долговечности и увеличению межремонтного периода. А также планируют сроки технического обслуживания и ремонта, периодичность и объем испытаний, номенклатуру запасных частей, расход электротехнических материалов.
При всей надежности асинхронных двигателей в процессе эксплуатации в них могут проявиться различные дефекты. Основными факторами, влияющими на надежность и долговечность работы, являются температура обмоток, вибрации, воздействие влаги и качество питающего напряжения. Любая перегрузка двигателя вызывает повышение температуры обмоток. В электротехнике непреложно действует хорошо известное правило — превышение рабочей температуры изоляции на 10 °С вдвое снижает срок ее службы. Для недопущения отказа и аварийной ситуации любой электродвигатель время от времени должен разбираться для осмотра, проверки и ремонта, текущего или капитального.
Каждый из видов ремонта имеет свои особенности, влияющие на качество работы двигателя в дальнейшем. Капитальный ремонт электродвигателя предполагает полную замену обмоток статора и ротора, причем для извлечения старой обмотки в подавляющем большинстве случаев применяется тепловая обработка статора вместе со станиной при температуре 200–250 °С в течение 2–3 часов. Такой процесс, особенно если он проводится неоднократно, существенно увеличивает магнитные потери в электротехнической стали, что приводит к снижению КПД и перегреву обмоток из-за разрушения электроизоляционного покрытия между отдельными листами магнитопровода. Для двигателей в алюминиевом корпусе нагрев статора до высокой температуры может привести к деформации посадочных поверхностей замков. При этом нарушается постоянство воздушного зазора между статором и ротором, увеличивается общая вибрация электромашины, может произойти контакт между ротором и статором.