По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.923

О некоторых аспектах реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза

Бондаренко А. В. канд. экон. наук, кафедра менеджмента, Одинцовский филиал Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, E-mail: a.bondarenko@odin.mgimo.ru
Евграфова О. В. канд. филос. наук, доцент, кафедра экономической теории и международных экономических отношений, Ростовский филиал ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», E-mail: dia7@bk.ru

В настоящее время одной из приоритетных целей развития экономик государств — членов ЕАЭС является цифровая трансформация, призванная обеспечить рост конкурентоспособности в условиях глобального инновационного соперничества. Цифровая повестка Евразийского экономического союза, инициированная решением Высшего Евразийского экономического совета в 2016 г., включает в себя ряд актуальных вопросов по цифровому преобразованию в рамках развития интеграции и создания единого цифрового пространства. Страны — участницы ЕАЭС активно реализую комплексную программу цифровой трансформации, что влечет за собой принципиальное изменение отраслевой структуры экономики и осуществление перехода на новый технологический уклад. Реализация цифровой повестки позволит синхронизировать процессы диджитализации национальных экономик и сформировать условия для развития отраслей будущего, однако ее воплощение не ограничивается применением только информационно-коммуникационных технологий, а предполагает использование новых бизнес-процессов и бизнес-моделей, создание цифровых активов на основе современных технологий. В 2022 г. должно быть завершено формирование институтов цифровой экономики и цифровых активов, а также развитие цифровых экосистем, а до 2025 г. предполагается реализовать проекты цифровых экосистем и цифрового сотрудничества на глобальном, региональном, национальном и отраслевом уровнях. В статье рассмотрены некоторые аспекты цифровой трансформации в Республике Казахстан, где в настоящее время проводится полномасштабная реализация Государственной программы «Цифровой Казахстан», активные меры по цифровизации заложены в Концепции цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019–2023» Киргизской Республики, и Российской Федерации, где принята Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

Литература:

1. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.alta.ru/tamdoc/17vr0012/ (дата обращения: 10.01.2022).

2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2017 г. № 827 «Об утверждении Государственной программы "Цифровой Казахстан"» [Электронный ресурс]. — URL: https://legalacts.egov.kz/npa/ view?id=1742071 (дата обращения: 10.01.2022).

3. Приказ Председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан от 3 июня 2020 г. № 172 «Об утверждении Стратегического плана Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан на 2020–2022 годы» [Электронный ресурс]. — URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38386063 (дата обращения: 11.01.2022).

4. Распоряжение Правительства Кыргызской Республики от 24 марта 2020 г. № 98-р «О концепции цифровой трансформации "Цифровой Кыргызстан 2019–2023"» // Централизованный банк данных правовой информации Киргизской Республики [Электронный ресурс]. — URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/218026 (дата обращения: 12.01.2022).

5. Распоряжение Правительства Киргизской Республики от 15 февраля 2019 г. № 20-р «Об утверждении "дорожной карты" по реализации Концепции цифровой трансформации "Цифровой Кыргызстан 2019–2023"» // Централизованный банк данных правовой информации Киргизской Республики [Электронный ресурс]. — URL: https://www.alta.ru/tamdoc/20s00004/http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/216896 (дата обращения: 12.01.2022).

6. Постановление Правительства Киргизской Республики от 22 июля 2019 г. № 363 «Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Кыргызской Республики на 2019–2023 годы и Плана мероприятий по ее реализации» // Централизованный банк данных правовой информации Киргизской Республики [Электронный ресурс]. — URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ruru/157005?cl=ru-ru (дата обращения: 12.01.2022).

7. Паспорт национального проекта «Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации"» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/ (дата обращения: 12.01.2022).

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 г. № 1114 «О проведении эксперимента по переводу информационных систем и информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов в государственную единую облачную платформу, а также по обеспечению федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов автоматизированными рабочими местами и программным обеспечением» [Электронный ресурс]. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201908300019 (дата обращения: 15.01.2022).

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. — URL: https://customs.gov.ru/activity/programmy-razvitiya/strategiya-razvitiya-fts-rossii-do-2030-goda (дата обращения: 15.01.2022).

1. Reshenie Vysshego Evrazijskogo ekonomicheskogo soveta ot 11 oktyabrya 2017 g. No. 12 "Ob Osnovnyh napravleniyah realizacii cifrovoj povestki Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza do 2025 goda". Available at: https://www.alta.ru/tamdoc/17vr0012/ (accessed: 10.01.2022) (in Russian).

2. Postanovlenie Pravitel’stva Respubliki Kazahstan ot 12 dekabrya 2017 g. No. 827 "Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy "Cifrovoj Kazahstan". Available at: https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=1742071 (accessed: 10.01.2022) (in Russian).

3. Prikaz Predsedatelya Komiteta gosudarstvennyh dohodov Ministerstva finansov Respubliki Kazahstan ot 3 iyunya 2020 g. No. 172 "Ob utverzhdenii Strategicheskogo plana Komiteta gosudarstvennyh dohodov Ministerstva finansov Respubliki Kazahstan na 2020–2022 gody". Available at: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38386063 (accessed: 11.01.2022) (in Russian).

4. Rasporyazhenie Pravitel’stva Kyrgyzskoj Respubliki ot 24 marta 2020 g. No. 98-r "O koncepcii cifrovoj transformacii "Cifrovoj Kyrgyzstan 2019–2023". Centralizovannyj bank dannyh pravovoj informacii Kyrgyzskoj Respubliki. Available at: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/218026 (accessed: 12.01.2022) (in Russian).

5. Rasporyazhenie Pravitel’stva Kyrgyzskoj Respubliki ot 15 fevralya 2019 g. No. 20-r "Ob utverzhdenii "dorozhnoj karty" po realizacii Koncepcii cifrovoj transformacii "Cifrovoj Kyrgyzstan 2019–2023". Centralizovannyj bank dannyh pravovoj informacii Kyrgyzskoj Respubliki. Available at: https://www.alta.ru/tamdoc/20s00004/http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/216896 (accessed: 12.01.2022) (in Russian).

6. Postanovlenie Pravitel’stva Kyrgyzskoj Respubliki ot 22 iyulya 2019 g. No. 363 "Ob utverzhdenii Strategii razvitiya tamozhennoj sluzhby Kyrgyzskoj Respubliki na 2019–2023 gody i Plana meropriyatij po ee realizacii". Centralizovannyj bank dannyh pravovoj informacii Kyrgyzskoj Respubliki. Available at: http://cbd.minjust.gov.kg/ act/view/ru-ru/157005?cl=ru-ru (accessed: 12.01.2022) (in Russian).

7. Pasport nacional’nogo proekta "Nacional’naya programma "Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii" (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i nacional’nym proektam, protokol ot 04.06.2019 No. 7). Spravochno-pravovaya sistema Konsul’tantPlyus. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/ (accessed: 12.01.2022) (in Russian).

8. Postanovlenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 28 avgusta 2019 g. No. 1114 "O provedenii eksperimenta po perevodu informacionnyh sistem i informacionnyh resursov federal’nyh organov ispolnitel’noj vlasti i gosudarstvennyh vnebyudzhetnyh fondov v gosudarstvennuyu edinuyu oblachnuyu platformu, a takzhe po obespecheniyu federal’nyh organov ispolnitel’noj vlasti i gosudarstvennyh vnebyudzhetnyh fondov avtomatizirovannymi rabochimi mestami i programmnym obespecheniem". Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201908300019 (accessed: 15.01.2022) (in Russian).

9. Rasporyazhenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 23 maya 2020 g. No. 1388-r "Strategiya razvitiya tamozhennoj sluzhby Rossijskoj Federacii do 2030 goda". Federal’naya tamozhennaya sluzhba. Available at: https://customs.gov.ru/activity/programmy-razvitiya/strategiya-razvitiya-fts-rossii-do-2030-goda (accessed: 15.01.2022) (in Russian).

В условиях, когда мировая экономика находится на этапе глубоких структурных преобразований и цифровизации и происходит цифровая трансформация повседневной жизни, деловой среды и государственного управления, в ЕАЭС внедряется инициатива по созданию единого цифрового пространства.

В октябре 2017 г. были утверждены Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года [1], среди приоритетных инициатив которой — цифровая прослеживаемость движения продукции, товаров, услуг и цифровых активов, цифровая торговля, цифровые транспортные коридоры, соглашение об обороте данных (в том числе о защите персональных данных).

Реализация цифровой повестки позволит синхронизировать цифровые трансформации и сформировать условия для развития отраслей будущего в Союзе. Ее реализация не ограничивается применением ИКТ, а предполагает использование новых бизнес-процессов, цифровых моделей и создание цифровых активов на основе современных технологий (технология обработки «больших данных», искусственный интеллект, методы и технологии поддержки принятия решений на основе накопленных и «исторических» данных, данных мониторинга управляемого объекта и др.).

Деятельность по реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 г. развивается согласно следующим векторам (этапам): до 2022 г. — формирование институтов цифровой экономики и цифровых активов, а также развитие цифровых экосистем; до 2025 г. — реализация проектов цифровых экосистем и цифрового сотрудничества на глобальном, региональном, национальном и отраслевом уровнях.

В Республике Казахстан проводится полномасштабная реализация Государственной программы «Цифровой Казахстан» [2] по различным направлениям. Первое — это «Цифровизация отраслей экономики».

В рамках цифровизации транспорта и логистики реализуется проект «Интеллектуальная транспортная система» (ИТС). В целях автоматизации транспортного контроля внедряются специальные автоматизированные измерительные средства, которые позволят снизить количество нарушений, связанных с перевесом транспортных средств. Также одним из важных компонентов ИТС является система взимания платы на платных участках дорог.

Для Цитирования:
Бондаренко А. В., Евграфова О. В., О некоторых аспектах реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2022;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: