По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

О некоторых аспектах формирования новых компетенций руководителей и специалистов в условиях цифровой трансформации и экологизации агропромышленного производства

В. Г. Новиков д-р экон. наук, профессор, ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения АПК»
Е. Е. Можаева д-р экон. наук, профессор, ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения АПК»
А. В. Уваров аспирант, ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения АПК»
И. С. Логоза аспирант, ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения АПК»

Аграрное дополнительное профессиональное образование должно стать драйвером развития АПК, что означает переориентацию с роли инструмента ресурсного кадрового обеспечения АПК на позицию генератора качественных изменений, технологического обновления и экспертного сопровождения развития агропромышленного комплекса, развития сельских территорий. В настоящей статье авторы сформулировали ряд позиций модернизации системы аграрного дополнительного профессионального образования, направленных на формирование новых компетенций, связанных с экологизацией и цифровизацией АПК и его центрального звена — сельского хозяйства.

Литература:

1. Адукова А. Н. Потенциал системы ДПО руководителей и специалистов сельских территорий / А. Н. Адукова, Р. В. Захаров // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. — 2018. — № 9 (42). — С. 103–109.

2. Демишкевич Г. М., Хлусова И. А., Хлусов В. Н. Тенденции изменения кадрового потенциала агропромышленного комплекса Российской Федерации. — М.: ФГБОУ ДПО РАКО АПК, 2020. — 165 с.

3. Новиков В. Г., Горкин А. В., Шайтан Б. И., Можаев Е. Е. О разработке профессиональных стандартов и механизме перевода профессионального стандарта в образовательную программу // Дополнительное профессиональное образование агропромышленного комплекса: научное обеспечение. Сборник 2-й научно-практической конференции «Андреевские чтения». — М.: РАКО АПК, 2021.

4. Новиков В. Г., Шестопалова Е. В. Можаев Е. Е. Основные тренды развития дополнительного профессионального образования АПК в условиях цифровизации // Экономика сельского хозяйства России. — 2022. — № 7. — С. 32–39.

5. Система кадрового обеспечения агросферы: состояние, механизмы воспроизводства и направления развития: Информационное издание. — М.: Информагротех, 2021. — 396 с.

6. Шайтан Б. И., Можаев Е. Е., Гешель В. П. Условия формирования и эффективного использования трудовых ресурсов в сфере аграрного производства // Наука, технологии, кадры — основы достижения прорывных результатов в АПК:Сборник материалов Международной научно-практической конференции. — Казань, 2021.

7. Шайтан Б. И., Новиков В. Г., Горкин А. В., Можаев Е. Е., Титов Н. Л., Шарипов С. А. Дополнительное профессиональное образование специалистов АПК и сельских территорий: проблемы, направления диверсификации: Монография. — М.: РАКО АПК, 2021. — 620 с.

В последнее время в АПК формируются новые компетенции, и прежде всего цифровизации и экологизации сельскохозяйственного производства.

Экологизация производства — развитие экологически чистого производства, прежде всего продуктов питания, с одновременным ресурсосбережением и сохранением окружающей среды, основа дальнейшего устойчивого развития сельских территорий и страны в целом.

Освоение программ экологизации производства должно неразрывно сочетаться с реализацией концепции умного сельского хозяйства, основой которого является переход к цифровым технологиям. Цифровая трансформация — процесс внедрения цифровых технологий, сопровождаемый оптимизацией системы управления основными технологическими процессами, целостное изменение бизнеса, затрагивающее всю организацию.

Президент Российской Федерации В. В. Путин неоднократно указывал, что цифровая экономика — это не отдельная отрасль, по сути это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества.

Современный рынок экологичного и цифрового умного сельского хозяйства обусловлен быстрыми темпами научно-технического развития и технологической модернизацией агропромышленного комплекса — освоением новой современной аграрной техники, интеллектуальных машин, беспилотных устройств аэрофотосъемки, анализа почв и растений, применения биологических средств борьбы с сорняками и вредителями, беспилотных транспортных средств и др.

Одним из сдерживающих факторов перехода к экологичному и цифровому производству является недостаток кадров, обладающих необходимыми практическими компетенциями, и решать эту проблему можно прежде всего за счет профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов АПК и сельских территорий. И такие кадры нужны в ближайшие время. Таким образом, необходимость опережающей подготовки кадров сегодня становится еще более актуальной.

Роль аграрного ДПО должна измениться в контексте перехода к модели непрерывного профессионального образования, совмещающей образовательную, научную и предпринимательскую деятельность. Такие изменения будут способствовать развитию спроса со стороны конечных потребителей в рамках концепции обучения в течение всей жизни.

Для Цитирования:
В. Г. Новиков, Е. Е. Можаева, А. В. Уваров, И. С. Логоза, О некоторых аспектах формирования новых компетенций руководителей и специалистов в условиях цифровой трансформации и экологизации агропромышленного производства. Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве. 2023;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: