По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 323 DOI:10.33920/pol-01-2509-01

О национальном рейтинге трудоустройства выпускников образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций

Устинович Елена Степановна д-р полит. наук, доцент; аккредитованный эксперт научно-технической сферы; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Россия, 125993, г. Москва, Тверская, 11. (e-mail: ustinoviches@mail.ru; +79606945656) ORCID ID: 0000‑0002‑7690‑8504

Система высшего образования в Российской Федерации является, несмотря на многие реформаторские перипетии последних полутора десятков лет и порой возникающие негативные периоды в развитии современного общества, вполне себе стабильным, эффективным и очень популярным у российского общества социальным институтом. Как и прежде, с получением высшего образования современная российская молодежь видит для себя наилучшие перспективы в профессиональной самореализации, получении жизненного удовлетворения от открывающихся благодаря высшему образованию профессиональных возможностей и перспектив. Такая сложившаяся достаточно давно в истории развития нашей российской государственности массовая поведенческая модель населения страны, ориентированного на получение знаний в высшей школе, сохраняется и имеет свои стратегические перспективы. Следует также отметить высокий уровень качества получаемого образования в современной России, что подтверждается различными факторами, среди которых можно назвать популярность столичных вузов у успешных выпускников региональных школ, международные рейтинги российских вузов, их взаимодействие с вузами других стран, что способствует популяризации российского высшего образования. В последние годы вузы страны стали активно участвовать в рейтингах международного уровня и различных внутренних рейтингах. Рейтинги, в которых участвуют наши вузы, достаточно различны, начиная от качества приемной компании, качества и привлекательности образовательных программ до уровня их научной деятельности. Несмотря на рыночный уклад российской экономики, достаточно долгое время на рынке образовательных услуг сохранялась уникальная ситуация, при которой профессиональная судьба выпускника вуза не была предметом особой заботы вуза, если речь только не шла о тех, кто обучался по целевому направлению. В 2025 году на правительственном уровне разработан Национальный рейтинг трудоустройства выпускников образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации уже опубликовало первый рейтинг трудоустройства выпускников колледжей и вузов. По информации министерства, они составлены отдельно по каждой области подготовки студентов с учетом количества устроившихся на работу и уровня их зарплаты. Рейтинги призваны помочь абитуриентам объективно оценить перспективы на рынке труда, а вузам и колледжам дать возможность увидеть данные по всем образовательным организациям по своему направлению и заимствовать успешные практики.

Литература:

1. Волкова, О. Н. Перспективные экологические профессии в условиях нарастания экологического кризиса / О. Н. Волкова // Экосистемы. — 2021. — № 25 (55). — С. 125–134. — EDN WHVILX.

2. Жильцова, Ю. В. Высшее образование в России: цифры и факты / Ю. В. Жильцова // Дайджест-финансы. — 2023. — Т. 28, № 4 (268). — С. 404–419. — DOI 10.24891/df.28.4.404. — EDN AYHTII.

3. Зенков, А. Р. Рейтинги как инструмент адаптации профессионального образования к вызовам постиндустриальной занятости / А. Р. Зенков // Социально-трудовые исследования. — 2022. — № 1 (46). — С. 117–

127. — DOI 10.34022/2658‑3712‑2022‑46‑1‑117‑127. — EDN SEOZWW.

4. Коробко, А. И. Анализ агрегированного рейтинга российских вузов как измерительного инструмента / А. И. Коробко, А. А. Маслак // Современные технологии управления. — 2022. — № 3 (99). — EDN KIZJPE.

5. Коробова, О. О. Перспективные формы работы, способствующие успешному трудоустройству выпускников вузов/образовательных учреждений в условиях динамичности рынка труда / О. О. Коробова, Н. С. Рычихина, Н. Д. Сорокин, М. А. Трошина // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. — 2023. — № 1 (73). — С. 70–78. — DOI 10.6060/snt.20237301.00010. — EDN BGVTYW.

6. Кязимов, К. Г. Трудоустройство и содействие занятости выпускников вузов и СПО в условиях трансформации рынка труда / К. Г. Кязимов // Труд и социальные отношения. — 2021. — Т. 32, № 5. — С. 42–49. — DOI 10 .20410/2073‑7815‑2021‑32‑5‑42‑49. — EDN IKWOIB.

7. Миненко, Е. А. Конкурентоспособность российского образования / Е. А. Миненко, А. Ю. Казанская // Многополярная глобализация и Россия: Материалы VIII Международной научно-практической конференции памяти А. Ю. Архипова, Ростов-на-Дону — Таганрог, 20–22 мая 2021 года. — Ростов-на-Дону — Таганрог: Южный федеральный университет, 2021. — С. 212–217. — EDN ZOLLMA.

8. Мухаметзянова, Ф. Ш. Трудоустройство выпускников вузов: проблемы и пути решения / Ф. Ш. Мухаметзянова, Г. А. Шайхутдинова // Вестник НЦБЖД. — 2021. — № 4 (50). — С. 130–135. — EDN HCVAJY.

9. Сапожников, Г. П. Исследование влияния рейтинговой системы на выбор учебного заведения абитуриентами: сравнение России и США / Г. П. Сапожников, Е. В. Лобанова // Вестник педагогических наук. — 2025. — № 1. — С. 236–253. — DOI 10.62257/2687‑1661‑2025‑1‑236‑253. — EDN DIWNCF.

10. Стрекалова, Г. Р. Организационные аспекты мониторинга качества образовательной деятельности вуза в целях повышения рейтинга / Г. Р. Стрекалова, Р. И. Зинурова // Управление устойчивым развитием. — 2020. — № 1 (26). — С. 103–111. — EDN JZTFIK.

11. Устинович, Е. С. Взаимодействие власти и структур гражданского общества в интернет-пространстве (политико-правовой анализ) / Е. С. Устинович // Государственная власть и местное самоуправление. — 2018. — № 3. — С. 11–15. — DOI 10.18572/1813‑1247‑2018‑3‑11‑15. — EDN YVJFRF.

12. Устинович, Е. С. Вопросы методологии информационной деятельности в государственном управлении / Е. С. Устинович // Информационное право. — 2010. — № 3. — С. 3–6. — EDN MWGFXL.

13. Устинович, Е. С. Политико-экономические барьеры разработки государственной политики по созданию институтов регионального развития / Е. С. Устинович, М. А. Бочанов // Проблемы постсоветского пространства. — 2020. — Т. 7, № 1. — С. 55–62. — DOI 10.24975/2313‑8920‑2020‑7‑1‑55‑62. — EDN EVRJQV.

14. Устинович, Е. С. Политико-государственные риски в сфере социально-трудовых отношений при формировании и развитии цифровой экономики: зарубежный опыт / Е. С. Устинович, С. В. Мамонтова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. — 2018. — Т. 8, № 4 (29). — С. 195–200. — EDN YQZTXN.

15. Устинович, Е. С. Санкционная экономическая политика США как геополитическая реальность / Е. С. Устинович // Международная экономика. — 2021. — № 4. — С. 245–252. — DOI 10.33920/vne-04‑2104‑01. — EDN SRYYUP.

16. Устинович, Е. С. Политико-административные аспекты развития инвестиционной политики в субъекте Российской Федерации / Е. С. Устинович, М. В. Куликов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. — 2020. — Т. 10, № 4. — С. 164–169. — EDN SXKXOG.

17. Устинович, Е. С. Управление человеческим капиталом: нормы, право, инновационные методы для определения уровня компетенций трудовых ресурсов / Е. С. Устинович // Социальная политика и социальное партнерство. — 2020. — № 12. — С. 27–44. — DOI 10.33920/pol-01‑2012‑03. — EDN FTRRIV.

18. Шевченко, К. В. Влияние тренда «качественное образование» на стратегирование занятости населения Амурской области / К. В. Шевченко // Стратегирование: теория и практика. — 2022. — Т. 2, № 4 (6). — С. 584–599. — DOI 10.21603/2782‑2435‑2022‑2‑4‑584‑599. — EDN OPYCNQ.

19. Шинкарева, О. В. Качество подготовки кадров в России как фактор развития экономического потенциала страны / О. В. Шинкарева, Е. Ю. Алексейчева, Е. Ю. Куломзина // Вестник Екатерининского института. — 2024. — № 1 (65). — С. 86–90. — EDN GKGIHV.

20. Шумилова, Л. В. Интеграция горного дела и образования при разработке стратегии конкурентоспособности экономики Забайкалья / Л. В. Шумилова, А. Э. Ефремова // Инновационный путь развития России в XXI веке: наука, техника, производство, экология: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 100‑летию со дня рождения Л. Ф. Наркелюна — первого профессора Читинского политехнического института, Чита, 25 декабря 2021 года. — Чита: Забайкальский государственный университет, 2022. — С. 45–52. — EDN ADBPFK.

1. Volkova, O. N. Perspektivnye ekologicheskie professii v usloviiakh narastaniia ekologicheskogo krizisa [Promising environmental professions in the context of a growing environmental crisis] / O. N. Volkova // Ekosistemy [Ecosystems]. — 2021. — No. 25 (55). — P. 125–134. — EDN WHVILX. (In Russ.)

2. Zhiltsova, Iu. V. Vysshee obrazovanie v Rossii: tsifry i fakty [Higher education in Russia: figures and facts] / Iu. V. Zhiltsova // Daidzhest-finansy [Digest-Finances]. — 2023. — Vol. 28, No. 4 (268). — P. 404–419. — DOI 10.24891/df.28.4.404. — EDN AYHTII. (In Russ.)

3. Zenkov, A. R. Reitingi kak instrument adaptatsii professionalnogo obrazovaniia k vyzovam postindustrialnoi zaniatosti [Ratings as a tool for adapting professional education to the challenges of post-industrial employment] / A. R. Zenkov // Sotsialno-trudovye issledovaniia [Social and Labor Research]. — 2022. — No. 1 (46). — P. 117–

127. — DOI 10.34022 / 2658‑3712‑2022‑46‑1‑117‑127. — EDN SEOZWW.

4. Korobko, A. I. Analiz agregirovannogo reitinga rossiiskikh vuzov kak izmeritelnogo instrumenta [Analysis of the aggregated rating of Russian universities as a measuring tool] / A. I. Korobko, A. A. Maslak // Sovremennye tekhnologii upravleniia [Modern Management Technologies]. — 2022. — № 3 (99). — EDN KIZJPE. (In Russ.)

5. Korobova, O. O. Perspektivnye formy raboty, sposobstvuiushchie uspeshnomu trudoustroistvu vypusknikov vuzov/obrazovatelnykh uchrezhdenii v usloviiakh dinamichnosti rynka truda [Promising forms of work that contribute to the successful employment of graduates of universities/educational institutions in the context of a dynamic labor market] / O. O. Korobova, N. S. Rychikhina, N. D. Sorokin, M. A. Troshina // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. Regionalnoe prilozhenie [Modern Science-Intensive Technologies. Regional supplement]. — 2023. — No. 1 (73). — P. 70–78. — DOI 10.6060/snt.20237301.00010. — EDN BGVTYW. (In Russ.)

6. Kiazimov, K. G. Trudoustroistvo i sodeistvie zaniatosti vypusknikov vuzov i SPO v usloviiakh transformatsii rynka truda [Employment and promotion of employment of university and secondary vocational education graduates in the context of labor market transformation] / K. G. Kiazimov // Trud i sotsialnye otnosheniia [Labor and Social Relations]. — 2021. — Vol. 32, No. 5. — P. 42–49. — DOI 10.20410/2073‑7815‑2021‑32‑5‑42‑49. — EDN IKWOIB. (In Russ.)

7. Minenko, E. A. Konkurentosposobnost rossiiskogo obrazovaniia [Competitiveness of Russian education] / E. A. Minenko, A. Iu. Kazanskaia // Multipolar globalization and Russia: Proceedings of the VIII International Scientific and Practical Conference in Memory of A. Iu. Arkhipov, Rostov-on-Don — Taganrog, May 20–22, 2021. — Rostov-on-Don — Taganrog: Southern Federal University, 2021. — P. 212–217. — EDN ZOLLMA. (In Russ.)

8. Mukhametzianova, F. Sh. Trudoustroistvo vypusknikov vuzov: problemy i puti resheniia [Employment of university graduates: problems and solutions] / F. Sh. Mukhametzianova, G. A. Shaikhutdinova // Vestnik NTsBZhD [Bulletin of the Scientific Center for Life Safety]. — 2021. — № 4 (50). — P. 130–135. — EDN HCVAJY. (In Russ.)

9. Sapozhnikov, G. P. Issledovanie vliianiia reitingovoi sistemy na vybor uchebnogo zavedeniia abiturientami: sravnenie Rossii i SShA [Research of the influence of the rating system on the choice of an educational institution by applicants: comparison of Russia and the USA] / G. P. Sapozhnikov, E. V. Lobanova // Vestnik pedagogicheskikh nauk [Bulletin of Pedagogical Sciences]. — 2025. — No. 1. — P. 236–253. — DOI 10.62257/2687‑1661‑2025‑1‑23 6‑253. — EDN DIWNCF. (In Russ.)

10. Strekalova, G. R. Organizatsionnye aspekty monitoringa kachestva obrazovatelnoi deiatelnosti vuza v tseliakh povysheniia reitinga [Organizational aspects of monitoring the quality of educational activities of a university in order to improve the rating] / G. R. Strekalova, R. I. Zinurova // Upravlenie ustoichivym razvitiem [Sustainable Development Management]. — 2020. — No. 1 (26). — P. 103–111. — EDN JZTFIK. (In Russ.)

11. Ustinovich, E. S. Vzaimodeistvie vlasti i struktur grazhdanskogo obshchestva v internet-prostranstve (politikopravovoi analiz) [Interaction between power and civil society structures in the Internet space (political and legal analysis)] / E. S. Ustinovich // Gosudarstvennaia vlast i mestnoe samoupravlenie [State Power and Local SelfGovernment]. — 2018. — No. 3. — P. 11–15. — DOI 10.18572/1813‑1247‑2018‑3‑11‑15. — EDN YVJFRF. (In Russ.)

12. Ustinovich, E. S. Voprosy metodologii informatsionnoi deiatelnosti v gosudarstvennom upravlenii [Issues of methodology in information activities in public administration] / E. S. Ustinovich // Informatsionnoe pravo [Information Law]. — 2010. — No. 3. — P. 3–6. — EDN MWGFXL. (In Russ.)

13. Ustinovich E. S., Bochanov M. A. Politiko-ekonomicheskie bariery razrabotki gosudarstvennoi politiki po sozdaniiu institutov regionalnogo razvitiia [Political and economic barriers to the development of state policy for the creation of regional development institutions] // Problemy postsovetskogo prostranstva [Problems of the postSoviet space]. 2020. Vol. 7. № 1. P. 55–62. DOI 10.24975/2313‑8920‑2020‑7‑1‑55‑62. (In Russ.)

14. Ustinovich, E. S. Politiko-gosudarstvennye riski v sfere sotsialno-trudovykh otnoshenii pri formirovanii i razvitii tsifrovoi ekonomiki: zarubezhnyi opyt [Political and state risks in the field of social and labor relations in the formation and development of the digital economy: foreign experience] / E. S. Ustinovich, S. V. Mamontova // Izvestiia Iugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Istoriia i pravo [Bulletin of the South-Western State University. Series: History and Law]. — 2018. — Vol. 8. — No. 4 (29). — P. 195–200. — EDN YQZTXN. (In Russ.)

15. Ustinovich, E. S. Sanktsionnaia ekonomicheskaia politika SShA kak geopoliticheskaia realnost [US sanctions economic policy as a geopolitical reality] / E. S. Ustinovich // Mezhdunarodnaia ekonomika [International Economics]. — 2021. — No. 4. — P. 245–252. — DOI 10.33920/vne-04‑2104‑01. — EDN SRYYUP. (In Russ.)

16. Ustinovich, E. S., Kulikov, M. V. Politiko-administrativnye aspekty razvitiia investitsionnoi politiki v subiekte Rossiiskoi Federatsii [Political and administrative aspects of the development of investment policy in the constituent entity of the Russian Federation] // Izvestiia Iugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Istoriia i pravo [News of the South-West State University. Series: History and Law]. 2020. Vol. 10. No. 4. P. 164–169. — EDN SXKXOG. (In Russ.)

17. Ustinovich, E. S. Upravlenie chelovecheskim kapitalom: normy, pravo, innovatsionnye metody dlia opredeleniia urovnia kompetentsii trudovykh resursov [Human capital management: norms, law, innovative methods for determining the level of competencies of labor resources] / E. S. Ustinovich // Sotsialnaia politika i sotsialnoe partnerstvo [Social Policy and Social Partnership]. — 2020. — No. 12. — P. 27–44. — DOI 10.33920/pol-01‑2012‑03. — EDN FTRRIV. (In Russ.)

18. Shevchenko, K. V. Vliianie trenda «kachestvennoe obrazovanie» na strategirovanie zaniatosti naseleniia Amurskoi oblasti [The influence of the «quality education» trend on the employment strategy of the population of the Amur region] / K. V. Shevchenko // Strategirovanie: teoriia i praktika [Strategizing: Theory and Practice]. — 2022. — Vol. 2, No. 4 (6). — P. 584–599. — DOI 10.21603 / 2782‑2435‑2022‑2‑4‑584‑599. — EDN OPYCNQ. (In Russ.)

19. Shinkareva, O. V. Kachestvo podgotovki kadrov v Rossii kak faktor razvitiia ekonomicheskogo potentsiala strany [The quality of personnel training in Russia as a factor in the development of the country's economic potential] / O. V. Shinkareva, E. Iu. Alekseicheva, E. Iu. Kulomzina // Vestnik Ekaterininskogo instituta [Bulletin of the Ekaterininsky Institute]. — 2024. — No. 1 (65). — P. 86–90. — EDN GKGIHV. (In Russ.)

20. Shumilova, L. V. Integratsiia gornogo dela i obrazovaniia pri razrabotke strategii konkurentosposobnosti ekonomiki Zabaikalia [Integration of mining and education in the development of a competitiveness strategy for the economy of Transbaikalia] / L. V. Shumilova, A. E. Efremova // Innovative path of development of Russia in the 21st century: science, technology, production, ecology: Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference with international participation dedicated to the 100th anniversary of the birth of L. F. Narkelun — the first professor of the Chita Polytechnic Institute, Chita, December 25, 2021. — Chita: Transbaikal State University, 2022. — P. 45–52. — EDN ADBPFK. (In Russ.)

Статья поступила 03.07.2025

Статья подписана в печать 12.07.2025

The article was received on 03.07.2025

The article was signed for publication on 12.07.2025

Система высшего образования в Российской Федерации является, несмотря на многие реформаторские перипетии последних полутора десятков лет и порой возникающие негативные периоды в развитии современного общества, связанные со снижением у нас уровня образованности населения, вполне себе стабильным, эффективным и очень популярным у российского общества социальным институтом.

Как отмечает Ю. В. Жильцова «… по итогам последней Всероссийской переписи населения количество россиян с высшим образованием снизилось против показателя 2010 г. Период 2002–2010 гг. принято называть бумом высшего образования, когда россияне активно получали не только первое, но и второе, и даже третье высшее образование в целях адаптации к новым рыночным условиям экономики.

Процент населения с высшим образованием по итогам переписи населения 2021 г. составляет 22,5 % от общей численности россиян, что меньше аналогичного показателя по итогам переписи населения 2010 г. на 1,5 %. А в период 2002–2010 гг. процент населения с высшим образованием вырос на 6,9 %.

Доля занятых на российском рынке труда, имеющих высшее образование, составила в первом полугодии 2022 г. 34,9 % (25 млн чел.). По сравнению с пиковым значением 2020 г. она снизилась на 0,5 процентного пункта» [2, с. 406].

Тем не менее, следует отметить, что роль высшего образования в российском обществе по‑прежнему остается очень высокой. Большинство обучающихся средней школы после 11 класса и многие выпускники образовательных учреждений среднего профессионального образования стремиться поступить в различные вузы нашей страны.

Как и прежде, с получением высшего образования современная российская молодежь видит для себя наилучшие перспективы в профессиональной самореализации, получении жизненного удовлетворения от открывающихся благодаря высшему образованию профессиональных возможностей и перспектив, в том числе и материального характера. Такая, сложившаяся достаточно давно в истории развития нашей российской государственности массовая поведенческая модель населения страны, ориентированного на получение знаний в высшей школе, сохраняется и имеет свои стратегические перспективы.

Для Цитирования:
Устинович Елена Степановна, О национальном рейтинге трудоустройства выпускников образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций. Социальная политика и социальное партнерство. 2025;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: