Статья поступила 03.07.2025
Статья подписана в печать 12.07.2025
The article was received on 03.07.2025
The article was signed for publication on 12.07.2025
Система высшего образования в Российской Федерации является, несмотря на многие реформаторские перипетии последних полутора десятков лет и порой возникающие негативные периоды в развитии современного общества, связанные со снижением у нас уровня образованности населения, вполне себе стабильным, эффективным и очень популярным у российского общества социальным институтом.
Как отмечает Ю. В. Жильцова «… по итогам последней Всероссийской переписи населения количество россиян с высшим образованием снизилось против показателя 2010 г. Период 2002–2010 гг. принято называть бумом высшего образования, когда россияне активно получали не только первое, но и второе, и даже третье высшее образование в целях адаптации к новым рыночным условиям экономики.
Процент населения с высшим образованием по итогам переписи населения 2021 г. составляет 22,5 % от общей численности россиян, что меньше аналогичного показателя по итогам переписи населения 2010 г. на 1,5 %. А в период 2002–2010 гг. процент населения с высшим образованием вырос на 6,9 %.
Доля занятых на российском рынке труда, имеющих высшее образование, составила в первом полугодии 2022 г. 34,9 % (25 млн чел.). По сравнению с пиковым значением 2020 г. она снизилась на 0,5 процентного пункта» [2, с. 406].
Тем не менее, следует отметить, что роль высшего образования в российском обществе по‑прежнему остается очень высокой. Большинство обучающихся средней школы после 11 класса и многие выпускники образовательных учреждений среднего профессионального образования стремиться поступить в различные вузы нашей страны.
Как и прежде, с получением высшего образования современная российская молодежь видит для себя наилучшие перспективы в профессиональной самореализации, получении жизненного удовлетворения от открывающихся благодаря высшему образованию профессиональных возможностей и перспектив, в том числе и материального характера. Такая, сложившаяся достаточно давно в истории развития нашей российской государственности массовая поведенческая модель населения страны, ориентированного на получение знаний в высшей школе, сохраняется и имеет свои стратегические перспективы.