Статья поступила 23.05.2016 г.
Одной из характерных и очевидных тенденций развития общественного сознания в последние десятилетия у нас в стране и в мире в целом является рост национального самосознания, национализма, национально ориентированных общественных и политических движений. Место идеологических различий, которые в период холодной войны определяли линии общественных размежеваний людей и народов, занимают национальные культурные различия. Это побуждает вновь задуматься над вопросом о природе нации, ее историческом предназначении. Понимая всю сложность темы, хотел бы высказать несколько замечаний, которые, на мой взгляд, надо учитывать при обсуждении вопроса о национальном единении в многонациональном человеческом общежитии.
* * *
В нашей научной литературе, как и в самом опыте общественного сознания, существуют два разных понимания природы нации. В одном варианте она рассматривается как этнокультурная общность, принадлежность к которой определяется рождением и воспитанием. Другая точка зрения видит в нации политическую общность, принадлежность к которой определяется гражданством. Эти концептуальные подходы, на мой взгляд, односторонни и абстрактны. Это не значит, что они ложны. Нет, они именно односторонни. Они представляют собой разное понимание нации, выражающее взгляды и пристрастия тех, кто дает такие определения, но не суть нации в ее полноте. Это приблизительно так, как если бы, желая определить человека, одни бы говорили, что он есть разумное существо, а другие бы возражали, говоря, что он есть существо общественное (социальное). На самом же деле человек разумен в качестве социального существа и социален в качестве существа разумного. То же самое относится к отмеченным различиям в определении нации. В действительности нация представляет собой этнокультурную общность, которая получает продолжение и завершение в форме национального государства и благодаря этому становится нацией.
Чтобы понять это единство культурной и политической составляющих нации, следует иметь в виду, что нация возникает как преодоление сословного разделения общества. Национальное государство, соответственно, является постсословным, т. е. демократическим. Государство только в качестве национального становится демократическим и только в качестве демократического — национальным.