По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 314.04

О нации как духовной общности

Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович ФГБУН «Институт философии Российской академии наук», Россия, 109240, Москва, Гончарная ул., 12, стр. 1, E-mail: guseinov@iph.ras.ru

Это размышления о природе нации и ее историческом предназначении. Нация представляет собой этнокультурную общность, которая получает продолжение и завершение в форме национального государства и благодаря этому становится нацией.

Литература:

1. О возможности глобального этно Гусейнов А. А. са / Гусейнов А. А. // Диалог культур в глобализирующемся мире: мировоззренческие аспекты / Отв. ред. В. С. Степин, А. А. Гусейнов. — М.: Наука, 2005.

2. Этика межкультурного диалога / А. А. Гусейнов // Россия в гло- Гусейнов А. А. бализирующемся мире: мировоззренческие и социологические аспекты / Отв. ред. В. С. Степин. — М.: Наука, 2007.

3. Свобода и справедливость: точки сопряжения / А. А. Гусейнов // Гусейнов А. А. Ведомости Научно-исследовательского института прикладной этики. — Тюмень, 2006. — Вып. 28.

4. Лысак И. В., Наливайченко И. В. Патриотизм: отжившая ценность или актуальный тренд? / И. В. Лысак, И. В. Наливайченко. — Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2013.

5. Национальный вопрос в России / В. С. Соловьёв // Сочинения Соловьёв В. С. в двух томах. Том 1: Философская публицистика. — М.: Издательство «Правда», 1989.

Статья поступила 23.05.2016 г.

Одной из характерных и очевидных тенденций развития общественного сознания в последние десятилетия у нас в стране и в мире в целом является рост национального самосознания, национализма, национально ориентированных общественных и политических движений. Место идеологических различий, которые в период холодной войны определяли линии общественных размежеваний людей и народов, занимают национальные культурные различия. Это побуждает вновь задуматься над вопросом о природе нации, ее историческом предназначении. Понимая всю сложность темы, хотел бы высказать несколько замечаний, которые, на мой взгляд, надо учитывать при обсуждении вопроса о национальном единении в многонациональном человеческом общежитии.

* * *

В нашей научной литературе, как и в самом опыте общественного сознания, существуют два разных понимания природы нации. В одном варианте она рассматривается как этнокультурная общность, принадлежность к которой определяется рождением и воспитанием. Другая точка зрения видит в нации политическую общность, принадлежность к которой определяется гражданством. Эти концептуальные подходы, на мой взгляд, односторонни и абстрактны. Это не значит, что они ложны. Нет, они именно односторонни. Они представляют собой разное понимание нации, выражающее взгляды и пристрастия тех, кто дает такие определения, но не суть нации в ее полноте. Это приблизительно так, как если бы, желая определить человека, одни бы говорили, что он есть разумное существо, а другие бы возражали, говоря, что он есть существо общественное (социальное). На самом же деле человек разумен в качестве социального существа и социален в качестве существа разумного. То же самое относится к отмеченным различиям в определении нации. В действительности нация представляет собой этнокультурную общность, которая получает продолжение и завершение в форме национального государства и благодаря этому становится нацией.

Чтобы понять это единство культурной и политической составляющих нации, следует иметь в виду, что нация возникает как преодоление сословного разделения общества. Национальное государство, соответственно, является постсословным, т. е. демократическим. Государство только в качестве национального становится демократическим и только в качестве демократического — национальным.

Для Цитирования:
Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович, О нации как духовной общности. Вопросы культурологии. 2016;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: