По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.4

О налогообложении сельскохозяйственных земель и новые подходы к определению величины земельного налога

Полунин Г.А. д-р экон. наук, руководитель центра исследования экономических проблем земельных отношений, ФГБНУ ВНИИЭСХ, г. Москва
Алакоз В.В. академик МАИ, заведующий сектором, ФГБНУ ВНИИЭСХ, г. Москва, E-mail: alakoz@list.ru
Черкашин К. канд. экон. наук, заведующий сектором, ФГБНУ ВНИИЭСХ г. Москва

В статье проведен анализ роли земельного налога и безвозмездных поступлений (дотаций, субсидий, субвенций) в формировании местных бюджетов и предложена модель совершенствования системы налогообложения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в качестве одного из главных источников дохода местного самоуправления.

Литература:

1. Блауг М. Население, убывающее плодородие и рента. Экономическая мысль в ретроспективе. — М.: Дело Лтд, 1994. — С. 73–75.

2. Кундиус В.А., Иванова Ю.Н. Земельное налогообложение США и стран ЕС. Опыт для Российского АПК // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2008. — № 11 (49). — С. 58–61.

3. О состоянии сельских территорий в Российской Федерации в 2013 году. Ежегодный доклад по результатам мониторинга: науч. изд. Вып. 1. — М.: ФБГНУ «Росинформагротех», 2015. — 348 с.

4. Полунин Г.А., Алакоз В.В., Носов С.И., Бондарев Б.Е. Предельная рентабельность сельскохозяйственного производства как оценочный критерий целесообразности выращивания растениеводческой продукции и уровня государственной поддержки // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2016. — № 12. — С. 9–24.

5. Справочник агроклиматического оценочного зонирования субъектов Российской Федерации: учебно-практ. пособие / под ред. С.И. Носова. Отв. исп. Оглезнев А.К. — М.: Маросейка, 2010. — 208 с.

Земельные налоги, налоги на недвижимость, а также налоги с оборота недвижимости во многих странах являются основной частью, формирующей местные бюджеты1 . Инструментами для обеспечения сбора этих налогов служит Кадастр и налаженная, постоянно действующая мониторинговая организация оценки объектов недвижимости. Кадастр — это поисковая система, позволяющая зафиксировать все объекты недвижимости, которые невозможно утаить, что упрощает администрирование процессов идентифицирования, оценки объектов налогообложения и сбора налоговых платежей. По степени организации Кадастра и оценки можно судить и об уровне цивилизованности общества и о социально-экономическом развитии и инвестиционной привлекательности.

Существующая имитация налогообложения сельскохозяйственных земель — 0,3% от рассчитанной в этих целях нормативной кадастровой стоимости, в основе определения которой не лежат реальные рыночные цены факторов производства и реализованной товарной продукции2 , не приносит сколько‑нибудь заметных доходов в местные бюджеты и не является каким‑либо заметным явлением (величина налога меньше стоимости чашки кофе) в затратах на производство сельскохозяйственной продукции. В табл. 1 представлены для сопоставления средние величины земельного налога по субъектам Российской Федерации. Более подробно, для выявления текущей роли земельного налога в местных бюджетах, был проведен анализ по четырем характерным субъектам Российской Федерации: Кировской области, Удмуртской Республике, Белгородской области и Краснодарскому краю (табл. 2)3 .

Дотации и иные безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации являются основным источником дохода местных властей и в среднем составляют 43% от дохода для Кировской области, 78% — для Удмуртской Республики, 28% от дохода — для Краснодарского края и 78% — для Белгородской области. Земельный налог в большинстве регионов занимает вторую позицию среди доходов местных властей:

Для Цитирования:
Полунин Г.А., Алакоз В.В., Черкашин К., О налогообложении сельскохозяйственных земель и новые подходы к определению величины земельного налога. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2017;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: