Земельные налоги, налоги на недвижимость, а также налоги с оборота недвижимости во многих странах являются основной частью, формирующей местные бюджеты1 . Инструментами для обеспечения сбора этих налогов служит Кадастр и налаженная, постоянно действующая мониторинговая организация оценки объектов недвижимости. Кадастр — это поисковая система, позволяющая зафиксировать все объекты недвижимости, которые невозможно утаить, что упрощает администрирование процессов идентифицирования, оценки объектов налогообложения и сбора налоговых платежей. По степени организации Кадастра и оценки можно судить и об уровне цивилизованности общества и о социально-экономическом развитии и инвестиционной привлекательности.
Существующая имитация налогообложения сельскохозяйственных земель — 0,3% от рассчитанной в этих целях нормативной кадастровой стоимости, в основе определения которой не лежат реальные рыночные цены факторов производства и реализованной товарной продукции2 , не приносит сколько‑нибудь заметных доходов в местные бюджеты и не является каким‑либо заметным явлением (величина налога меньше стоимости чашки кофе) в затратах на производство сельскохозяйственной продукции. В табл. 1 представлены для сопоставления средние величины земельного налога по субъектам Российской Федерации. Более подробно, для выявления текущей роли земельного налога в местных бюджетах, был проведен анализ по четырем характерным субъектам Российской Федерации: Кировской области, Удмуртской Республике, Белгородской области и Краснодарскому краю (табл. 2)3 .
Дотации и иные безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации являются основным источником дохода местных властей и в среднем составляют 43% от дохода для Кировской области, 78% — для Удмуртской Республики, 28% от дохода — для Краснодарского края и 78% — для Белгородской области. Земельный налог в большинстве регионов занимает вторую позицию среди доходов местных властей: