По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

О музейном этикетаже

Ключевые слова:

Две трудности постоянно преследуют посетителя музея: частенько ему негде присесть и сложно бывает читать пояснения к экспозиции и экспонатам. Это до сих пор, впрочем, не слишком занимает музейных профессионалов. Однако Я.П. Мексин, создатель интерактивного игромузея — Музея детской книги, относился к проблеме музейных текстов очень серьезно и предложил собственную классификацию этикетажа.

Если приходится говорить о том, что этикетаж должен быть краток, то лишь потому, что он еще слишком часто бывает недопустимо растянут. <…> Просто непостижимо, как музейные работники не догадываются, что целые страницы текста, выплеснутые на стены и читаемые на ходу, воспринимаются труднее, чем в книге, прорабатываемой за столом. <…> Следует возражать и против другой крайности. <…> Музей предпочитает отказаться от всякого этикетажа, довольствуясь устными объяснениями, приспособляемыми к особенностям экскурсии.

Здесь не приняты во внимание одиночные посетители, которые не получают этих детальных объяснений, а также важность зрительного закрепления научных формулировок и терминологии.

В данном случае мы считали бы более правильным дать хотя бы элементарный этикетаж как канву для устного изложения.

Но мы не видим серьезных причин, мешающих введению, в случае надобности, двух сменных вариантов этикетажа: популярного на переднем плане и углубленного в скрытом виде. Технических решений этого приема, требующего максимальной экономии площади и легкой смены одной надписи другой, можно придумать множество. <…> Когда наш музей готовит экспозицию, мы не только проверяем этикетаж на глаз и слух, но обычно организуем соревнование на выдумку между сотрудниками, привлекая порой и ребят.

Бывает так, что 10–20 вариантов единодушно отбрасываются как негодные, пока какой-нибудь удачник среди повседневной текущей работы ликующе не вскрикнет: «Эврика!» <…> По содержанию и целевой направленности этикетаж может быть: номенклатурный, объяснительный, инструктивный, интригующий, сатирический, эпиграфический и т.д.

Номенклатурный этикетаж дает только формальную атрибуцию объекту, например: «Г. Верейский.

Портрет писателя Н. Тихонова. Литография», «П. Хлебников. Модель ветряка.

Масштаб 1:30».

Объяснительный этикетаж идет дальше номенклатурного, раскрывая смысл данного объекта, природного или общественного явления.

Для Цитирования:
Я.П. Мексин, О музейном этикетаже. Музей. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: