По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

О музее, свадьбах и о том, как заслуженные работники органов ЗАГС Ставрополья попали в историю…

Рассказывает Ирина Михайловна Назарова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнографии Ставропольского государственного историкокультурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве.

В нашем музее, где сотрудники службы ЗАГС нередко проводят свои мероприятия, подготовленные совместными усилиями, удалось собрать экспозицию фото свидетельств прошедших эпох, свадебных вещей, костюмов и атрибутики, которые красноречиво характеризуют один из самых древних человеческих ритуалов — свадебный обряд.

Обязательным элементом предсвадебной договорённости было указание на то, что невесты приносят в дом к жениху приданое. Приданое собиралось в большом сундуке. Сундук для девочки приобретал отец, когда ей исполнялось лет 11–12. Она собственноручно его заполняла вещами, которые сама изготавливала. Это были подушки, лоскутные одеяла, салфетки, полотенца, вышитые рубашки, а также изделия из вязаного полотна: коврики напольные, скатерти и кружевные полотнища, которые использовались впоследствии как завески для люлек, чтобы ребёнка не беспокоили мухи.

В конце Х века Россия приняла христианство. С этого времени для свадебных торжеств обязательным стало венчание. Как предсвадебное действо, полагалось в обязательном порядке провести благословение молодых родителями с помощью иконы, а затем молодые перемещались в церковь, где происходило венчание с использованием свадебных венцов и свечей.

Элементом, оставшимся с дохристианских времен, является благословение молодых с помощью зерна, хмеля и мелкой монеты. Родители посыпали молодых, желая им в дальнейшем благосостояния.

В стародавние времена свадебный костюм русской женщины представлял собой красный сарафан и вышитую рубаху. Но городская мода диктовала и свои изменения в одежде. Сразу перейти к белому платью ни крестьянки, ни казачки не могли. Белое платье казалось им непраздничным и неторжественным в сравнении с красным сарафаном. Поэтому как переходный вариант рассматривается костюм «парочка». Из достаточно светлой однотонной ткани шили юбку и кофту одного цвета. Для придания торжественности образу невеста накидывала на плечи кружевную шаль из вологодских или елецких кружев. Обязательными были свадебные венцы, например, из цветочков и листиков, выполненных из воска и шёлковой ткани.

Для Цитирования:
О музее, свадьбах и о том, как заслуженные работники органов ЗАГС Ставрополья попали в историю…. ЗАГС. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: