Среди форм таможенного контроля выделяются его обеспечивающие меры, в частности специальные знания в таможенноэкспертной форме, которые могут применяться как в виде таможенного контроля, так и самостоятельно. Таможенная экспертиза фактически является высокотехнологичным и наукоемким таможенно-юрисдикционным инструментом, который должны применять уполномоченные должностные лица таможенных органов, прошедшие специальную подготовку. Это же касается должностных лиц, которым поручается выполнение (проведение, производство) экспертиз в юрисдикционных целях (таможенных и/или судебных экспертиз). Отметим, что судебные экспертизы назначаются уполномоченными должностными лицами таможенных органов других подразделений. От правильного выполнения должностных обязанностей должностными лицами таможенных органов, уполномоченных применять таможенную экспертизу (назначать таможенную экспертизу, отбирать выборку и взятие проб/образцов товаров и/или принимать решение на основании анализа, проверки и оценки выводов в заключении таможенного эксперта), зависит таможенно-юрисдикционное значение такого решения, так как выводы таможенного эксперта являются экспертными доказательствами до тех пор, пока не опровергнуты. Правильность принятия решения должностным лицом таможенного органа при применении таможенной экспертизы, в частности выполнении таможенных операций отбора выборки и взятия проб/образцов из подконтрольного товара, во многом зависит от методического обеспечения таких операций. Поэтому вопросы методического обеспечения таможенного контроля являются важными и актуальными [1].
Настоящий текст не является обзорно-аналитическим, поэтому приносим свои извинения тем авторам, чьи публикации по теме не будут упомянуты.
Во исполнение решения коллегии ГТК России от 28.01.2000 [2] был издан приказ ГТК РФ от 27.12.2001 № 1251 [3], который пришел на смену приказу ГТК РФ от 25.06.1993 № 264 (ред. от 14.04.1999) [4]. К сожалению, приказ от 2001 г. утратил силу в 2004 г. В 2006 г. появилось письмо ФТС РФ от 18.04.2006 № 01-06/13167 (ред. от 14.04.2009) [5], которое носит рекомендательный, а не обязательный характер, как у статуса приказа ФТС РФ. Кроме того, это письмо основано на положениях Таможенного кодекса Российской Федерации, который уже не действует, как и ТК ТС. Также в этом письме отсутствует указание на Федеральный закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ», на основании которого таможенные органы могут назначать исследования подконтрольных товаров. В 2010 г. принято Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 258 [6], регулирующее проведение таможенной экспертизы, но не назначение. Это упущение можно было исправить в Федеральном законе от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 28.12.2024) [7], однако в нем появилась статья 336, п. 7 «Порядок назначения таможенной экспертизы в иную экспертную организацию (иному эксперту) определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела», а порядка назначения таможенных экспертиз в экспертно-криминалистическую службу РФ — нет. Таким образом, до сих пор отсутствует четкая легальная база для нормативно-методического регламентирования применения таможенной экспертизы.