Статья поступила 03.05.2023.
Александр Павлович Люсый, известный российский писатель, публицист и ученый (доктор филологических наук, кандидат культурологии, профессор Института кино и телевидения), родился в Бахчисарае в мае 1953 г. Сейчас он живет и работает в Москве.
Но нам, обитателям Крыма, он очень дорог: и не столько общероссийской известностью, сколько особой крымской означенностью своего литературного и научного творчества, ибо он — из тех крымчан, кто получил от родной земли такую долю бытийного облучения, которая вывела его в поле безграничной творческой свободы и долгие годы неизменно помогает ему плодоносно служить отечественной культуре...
Всегда найдется немало поводов поговорить о многогранной деятельности А.П. Люсого, однако его юбилей дает нам законный повод повысить градус такого разговора: от традиционно уместного упоминания творческих высот к выявлению благодатных воплощений его личностной предназначенности в горизонте национальной культуры.
Сам Александр Павлович определяющим стартом творческого пути считает факт своей биографии из далеких 1980-х гг., когда, опираясь на свои новаторские наработки в области культурной истории Крыма, в ответ на намерение крымского ведомства Минздрава СССР снести дом Ришелье в Гурзуфе (тот самый дом, где в 1820 г. А.С. Пушкин провел «счастливейшие минуты жизни») ему удалось поднять по журналистским информационным каналам волну общественного протеста, в результате которого, как он сам свидетельствует, «хозяевам дома не только пришлось отказаться от планов сноса, но за свой счет отреставрировать его и даже открыть там новый Музей Пушкина». Наверное, неспроста Александр Павлович считает этот факт исходным событием своего творческого движения: видимо, именно тогда он впервые на собственном опыте убедился, как важно для осознания и сохранения ценностей Крыма проникать в существо его природного и исторического воплощения. С тех пор крымская семантическая многозначность навсегда стала источником и волнующей интригой всех его исследовательских дерзаний, значимость которых признана и в читательском, и в научном сообществе.