По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

О героизме никто и не думал

Техногенная катастрофа на Чернобыльской АЭС на долгие годы стала показательной в плане действий строителей в чрезвычайных условиях. В 1986 г. оперативно организованному у места аварии Управлению строительства УС-605 было поручено заняться подготовкой возведения, а затем и возведением саркофага на месте разрушенного энергоблока. В число так называемых ликвидаторов аварии вошли и лучшие специалисты «Сибакадемстроя». Сегодня своими воспоминаниями делятся те из них, которым посчастливилось остаться живыми и относительно здоровыми.

Олег Шилибольский, заместитель главного инженера по охране труда и промышленной безопасности УС-605:

В Белокурихе я побывал впервые, когда в Чемровке солдат с вышки убил путеобходчика, мы тогда ездили вместе с Федоровым в войсковую часть в Чемровке, разбирались с этим случаем. Запомнилась еще гибель крановщика Геннадия Филимонова, когда опрокинулся кран на станции перекачки около Катуни. А еще был случай, когда, кажется, где-то в Томской области (или на границе Новосибирской и Кемеровской областей) на дороге обгорел и скончался водитель из Белокурихи, когда у него примерзла солярка. А в основном в Белокурихе мы вели профилактическую работу, это воспринималось хорошо, каменщики и монтажники были людьми дисциплинированными и выполняли все наши требования. Всегда от поездок в Белокуриху получал хороший заряд.

За период нашей смены — а в Чернобыль я приехал в конце июня 1986 г. и уехал в сентябре, пробыв там примерно 70 дней, — тяжелых случаев я там не помню. ЧП были, но смертельных случаев — ни одного. Мы, а нас было человек 16, наблюдали за монтажными и строительно-монтажными работами — и там ни одного ЧП не произошло. Если не считать случая, когда цементовоз врезался в дом, где жила одна бабушка, но и там жертв не было. В каждом СМУ, а их в зоне ликвидации аварии было несколько, имелись инженеры по охране труда, их мы собирали каждую неделю, и они отчитывались перед нами, а мы ставили им цели.

Расскажу такой момент. Периодически, когда туда приезжал министр Славский, он заслушивал руководство УС-605. Каждый руководитель отдела отчитывался перед ним о той работе, которую он выполняет. Когда очередь дошла до меня, Славский спросил: «Какую цель ставите перед собой здесь вы и ваша служба охраны труда и промышленной безопасности?» Я ответил: «Ставлю цель, чтобы к тем жертвам, которые появились из-за аварии, в процессе ликвидации не добавилось больше ни одной и не было ни одного несчастного случая». Он воспринял такой ответ хорошо, потом вручал нам грамоты. И я очень дорожу своей грамотой, потому что этого человека я беспредельно уважал. Не открою Америку, если скажу, что все наши работники относились к нему с величайшим уважением. И значительный вклад в ликвидацию аварии выполняла смена, которой руководил Лыков как начальник УС-605. Это при нем были поставлены все конструкции вокруг четвертого реактора и он был закрыт сверху. Это была сложнейшая работа.

Для Цитирования:
Виталий Соловов, О героизме никто и не думал. Охрана труда и техника безопасности в строительстве. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: