Государственная политика последних лет направлена на дальнейшее повышение уровня обеспеченности осуществления бюджетным образовательным учреждением возложенных на него социальных функций. При этом одним из принципов государственной политики в сфере образования является сочетание государственного и договорного регулирования отношений между государственным вузом и обучающимися (п. 1 подп. 12 ст. 3 Закона об образовании) [3].
В системе высшего образования все более актуальными становятся вопросы построения такой образовательной среды, которая сочетает, с одной стороны, жесткие бюджетные рамки, обеспечивающие конституционные гарантии получения высшего образования, а с другой – возможности применения рыночных механизмов, которые не только позволяют «бюджетному» вузу привлекать финансовые средства из внебюджетных источников, но и воздействовать на мотивацию обучающихся в направлении исполнения обязанностей, установленных для них федеральными законами и договором об образовании.
Вместе с тем, применение таких механизмов порождает вопросы, которые, безусловно, должны быть разрешены с рыночных позиции, коль скоро вузу предложено самому зарабатывать деньги для дальнейшего развития образовательной услуги, в первую очередь повышения ее качества при сокращении бюджетных средств.
Так, законодатель для усиления гарантий получения высшего образования устанавливает единые правила получения образовательных услуг как для поступивших в вуз на конкурсной основе, так и для тех, кто не проходил конкурс, а получает соответствующую образовательную услугу на договорной основе с оплатой за обучение.
Единственным отличием для разнородного контингента является порядок и основания зачисления. По конкурсу на места в пределах контрольных цифр, определенных государственным заданием, зачисляют тех, кто имеет более высокий балл (ЕГЭ, вступительных испытаний). Те, кто поступает на «внебюджет» должны заключить договор об оказании образовательных услуг и оплатить всю или часть суммы, предусмотренную в договоре. Затем вуз издает приказ со списком зачисленных в число студентов, как прошедших по конкурсу, так и поступающих вне конкурса. На этом различия в правовом положении обучающихся заканчиваются.