По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 323 DOI:10.33920/pol-01-2008-09

О федеральном проекте «Молодые профессионалы»

Владислав Алексеевич Агарков выпускник Конышевской средней школы Курской области, (agarkov2030@gmail.com)

В статье представлены основные положения федерального проекта «Молодые профессионалы», реализуемого в России. Важнейшая цель государственного уровня данного проекта — усиление позиций Российской Федерации в международном соревновательном рейтинге стран, готовящих выпускников (молодых специалистов) по современным требованиям.

Литература:

1. Юрьева М. А., Харченко Е. В., Широкова Л. В., Окулькова Е. А. Гармонизация спроса и предложения на квалифицированные кадры в регионе. Регион: системы, экономика, управление. 2019; 2 (45): 66.

2. Устинович Е. С. Государственная политика в области детства. Социальная политика и социальное партнерство. 2018; 6: 9–14.

3. Устинович Е. С. Добровольческая деятельность (волонтерство) как направление социальной политики. Социальная политика и социальное партнерство. 2017; 12: 5–12.

4. Устинович Е. С., Фаломеева Н. В. Политико-правовые основы становления института детских омбудсменов в субъектах Российской Федерации. Конституционное и муниципальное право. 2013; 10: 18–21.

5. Об обеспечении выполнения поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с членами национальной сборной по профессиональному мастерству 21 сентября 2015 г. (утв. Президентом РФ 21.09.2015 № Пр1921) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://government.ru/orders/selection/404/19954/ (дата обращения: 10.01.2020.)

6. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам) (протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/72192486/ (дата обращения: 20.07.2010).

7. Перечень поручений по итогам рабочей поездки в Свердловскую область, состоявшейся 6 марта 2018 г. (утв. Президентом РФ 06.04.2018 № Пр-580) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/ orders/57224 (дата обращения: 10.07.2020).

1. Yurieva, M.A., Kharchenko, E.V., Shirokova, L.V., Okulkova, E.A. Harmonization of supply and demand for qualifi ed personnel in the region // Region: systems, economy, and management. – 2019. - №2 (45) – p. 66.

2. Ustinovich E.S. Public policy in the fi eld of childhood//Social policy and social partnership. – 2018. - №6. - 9-14.

3. Ustinovich, E.S. Voluntary activity (volunteerism) as a direction of social policy // Social policy and social partnership, 2017, no. 12, pp. 5-12.

4. Ustinovich, E.S., Falomeeva, N.V. Political and legal foundations of the establishment of the institution of children's ombudsmen in the subjects of the Russian Federation // Constitutional and municipal law. 2013. - No. 10. - P. 18-21.

5. On Ensuring the Implementation of the Instructions of the President of the Russian Federation following a meeting with members of the national professional skills team on September 21, 2015 (approved by the President of the Russian Federation on September 21, 2015 no. Pr-1921) [Electronic resource] // Mode of access: http://government.ru/orders/ selection/404/19954/ (date of access 10.01.2020.)

6. Passport of the national project "Education" (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for strategic development and national projects) (Protocol No. 16 of December 24, 2018) [Electronic resource] // Mode of access: https://base.garant.ru/72192486/ (date of access 20.07.2010.)

7. List of instructions based on the results of the working trip to the Sverdlovsk region, held on March 6, 2018 (approved by the President of the Russian Federation on April 6, 2018 no. Pr-580) [Electronic resource] // Mode of access: http://www.kremlin. ru/acts/assignments/orders/57224 (date of access 10.07.2020.)

Федеральный проект «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» [5], являясь составной частью национального проекта «Образование», направлен на реализацию комплекса мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации «Развитие образования» и «Научно-технологическое развитие» и нацелен на модернизацию профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ в 100 % профессиональных образовательных организаций к 2024 г.

Основными задачами, решение которых позволит достичь поставленной в проекте цели, являются:

• внедрение итоговой государственной аттестации в форме демонстрационного экзамена в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

• создание центров опережающей профессиональной подготовки и мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по актуальным компетенциям;

• усиление позиций Российской Федерации в международном соревновательном рейтинге стран, готовящих выпускников (молодых специалистов) по современным требованиям.

Реализация мероприятий федерального проекта направлена на формирование обновленных содержательных, организационно-методологических, материально-технических условий для прохождения промежуточной и итоговой аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена. Демонстрационный экзамен — это форма аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, которая предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения практических задач профессиональной деятельности.

В соответствии с поручением Президента РФ от 06.04.2018 № Пр-580 (п. 1 «в») [7] Центр опережающей профессиональной подготовки (далее — ЦОПП) создается в том числе на базе лучших профессиональных образовательных организаций (как самостоятельные организации или структурные подразделения существующих организаций, реализующих дополнительные образовательные программы для взрослых, программы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, программы профессиональной ориентации), с предоставлением им возможности:

• использования совместно с другими профессиональными образовательными организациями современного оборудования для подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам «Ворлдскиллс», в том числе по программе ускоренного обучения;

• реализации программ повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций;

• проведения демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллс» для лиц, освоивших образовательные программы среднего профессионального образования;

• осуществления мероприятий по профессиональной ориентации лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях, а также обучения их первой профессии.

В целях эффективности реализации мероприятий Минпросвещения России в первой половине 2019 г. сформированы целевые модели [2. С. 10], определяющие основные принципы создания и функционирования центров опережающей профессиональной подготовки.

К концу 2024 г. во всех субъектах РФ за счет средств федеральной поддержки планируется создать 100 центров опережающей подготовки (расходы на формирование современных условий труда для сотрудников ЦОПП, в том числе средства на закупку рабочих мест для сотрудников ЦОПП, оборудования для реализации мероприятий с участием общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, а также на расходные материалы для обеспечения их деятельности) и 5000 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций, что позволит:

• выстроить систему эффективного дополнительного профессионального образования и профессионального обучения по профессиям, в том числе для сдачи демонстрационного экзамена с учетом опыта Союза «Ворлдскиллс Россия»;

• обеспечить подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, в том числе стандартами «Ворлдскиллс Россия»;

• оказать влияние на рост конкурентоспособности среднего профессионального образования Российской Федерации на международном уровне.

Внедрение программ модернизации образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в целях ликвидации дефицита квалифицированных рабочих кадров, позволит:

• обеспечить качество среднего профессионального образования на уровне, сопоставимом с лучшими мировыми практиками, и при этом ответить на вызовы текущих и прогнозируемых кадровых дефицитов;

• с учетом стратегий регионального развития реализовать меры по развитию инфраструктуры, кадрового потенциала, созданию современных условий для реализации профессиональных образовательных программ.

Создание мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций, осуществляется во исполнение поручения Президента РФ по итогам встречи с членами национальной сборной России по профессиональному мастерству от 21.09.2015 № Пр1921 (п. 1 «д») [5] по следующим направле ниям:

• промышленные и инженерные технологии;

• информационные и коммуникационные технологии;

• строительство;

• обслуживание транспорта и логистика;

• искусство и дизайн;

• сфера услуг.

В целях эффективности реализации мероприятий Минпросвещения России в первой половине 2019 г. сформированы целевые модели, определяющие основные принципы создания и функционирования мастерских.

Важное место в содержании проекта отводится разработке и внедрению методических рекомендаций (целевая модель) по механизмам вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием профессиональной образовательной организации, в том числе в обновлении образовательных программ через представительство в коллегиальных органах управления развитием профессиональной образовательной организации и участие в обновлении образовательных программ, что позволит:

• усовершенствовать организационные, финансовоэкономические и методические механизмы управления развитием профессиональными образовательными организациями;

• обновить образовательные программы среднего профессионального образования в части включения практико-ориентированных компонентов;

• повысить уровень среднего профессионального образования;

• повысить конкурентоспособность среднего профессионального образования.

Важный аспект содержания проекта — разработка методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций [3. С. 7], осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися и посредством привлечения к этой деятельности специалистов-практиков.

Методология наставничества в системе среднего профессионального образования, в том числе посредством привлечения к этой деятельности специалистов-практиков, позволит:

• сформировать организационно-методическую основу для внедрения и последующего развития механизмов наставничества в системе среднего профессионального образования;

• обеспечить привлечение в роли наставников, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования работников предприятий и организаций, в том числе из реального сектора экономики;

• обучающимся получить необходимые знания, а также на реальном примере специалистов-практиков сформировать личные и профессиональные компетенции.

Предусмотрен важный комплекс работ по обновлению перечней профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования на основе актуализации Справочника профессий, обновлению федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования.

Работу планируется осуществлять поэтапно с предварительной апробацией в ряде субъектов РФ [1. С. 66].

Кроме того, планируется обеспечить появление профилей цифровых компетенций и соответствующих программ среднего профессионального образования с целью ускоренной подготовки кадров для цифровой экономики. Поэтапно планируется также внедрение нормативов финансового обеспечения обучения по программам среднего профессионального образования.

Ожидаемыми результатами реализации указанных мероприятий станут:

• функционирование системы подготовки кадров в соответствии с запросами реального сектора экономики, социальной сферы, сферы услуг, малого предпринимательства и др.;

• внедрение современных методик и программ преподавания по общеобразовательным дисциплинам в системе среднего профессионального образования, учитывающих образовательные потребности обучающихся организаций среднего профессионального образования;

• получение обучающимися актуальных знаний, а также формирование необходимых личных и профессиональных качеств;

• оказание благоприятного влияния на социально-экономическое развитие соответствующих субъектов Российской Федерации;

• повышение конкурентоспособности профессионального образования Российской Федерации на международном уровне.

Предусмотрено внедрение программ профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам «Ворлдскиллс», с учетом продолжительности программ не более 6 месяцев.

Это позволит:

• создать систему подготовки кадров, в том числе обеспечивающую непрерывное получение гражданами профессиональных знаний;

• обновить образовательные программы профессионального обучения в соответствии с современными и перспективными направлениями технического и социально-экономического развития [4. С. 19];

• сформировать профессиональный кадровый потенциал, отвечающий вызовам современности и будущего развития системы профессионального образования;

• оказать благоприятное влияние на социально-экономическое развитие соответствующих субъектов РФ;

• повысить конкурентоспособность профессионального образования Российской Федерации на международном уровне.

Самое пристальное внимание уделяется повышению квалификации по программам, основанным на опыте Союза «Ворлдскиллс», преподавателей и мастеров производственного обучения с целью получения сертификатов экспертов «Ворлдскиллс» и демонстрационного экзамена. Проведение данных мероприятий позволит:

• создать условия для стимулирования роста профессионального мастерства преподавателей (мастеров производственного обучения);

• сформировать высокоэффективный кадровый потенциал преподавателей (мастеров производственного обучения);

• оказать влияние на рост конкурентоспособности профессионального образования Российской Федерации на международном уровне;

• обеспечить формирование пула экспертов, сертифицированных для проведения демонстрационных экзаменов и подготовки команд к чемпионатам по профессиональному мастерству.

Уделяется большое внимание профессиональной подготовке лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также их участию в движении «Абилимпикс». Ежегодное проведение конкурса профессионального мастерства среди инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» позволит:

• сформировать скоординированную систему межведомственного взаимодействия по развитию инклюзивного профессионального образования;

• оценить качество профессиональной подготовки инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья;

• обновить содержание адаптивных образовательных программ через развитие ресурсных учебно-методических центров;

• повысить мотивацию к обучению, саморазвитию и трудоустройству у инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья;

• подготовить национальную сборную для участия в международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью.

Таким образом, федеральный проект «Молодые профессионалы» призван вывести систему среднего профессионального образования как самую массовую в подготовке квалифицированной рабочей силы и специалистов на качественно иной уровень с упором на мировые образовательные стандарты и передовые обучающие технологии. Реализация мероприятий проекта позволяет создать современную материально-техническую базу, которая станет оптимальной стартовой площадкой для непрерывного профессионального развития и дальнейшего карьерного роста.

Язык статьи:
Действия с выбранными: