Федеральный проект «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» [5], являясь составной частью национального проекта «Образование», направлен на реализацию комплекса мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации «Развитие образования» и «Научно-технологическое развитие» и нацелен на модернизацию профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ в 100 % профессиональных образовательных организаций к 2024 г.
Основными задачами, решение которых позволит достичь поставленной в проекте цели, являются:
• внедрение итоговой государственной аттестации в форме демонстрационного экзамена в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;
• создание центров опережающей профессиональной подготовки и мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по актуальным компетенциям;
• усиление позиций Российской Федерации в международном соревновательном рейтинге стран, готовящих выпускников (молодых специалистов) по современным требованиям.
Реализация мероприятий федерального проекта направлена на формирование обновленных содержательных, организационно-методологических, материально-технических условий для прохождения промежуточной и итоговой аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена. Демонстрационный экзамен — это форма аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, которая предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения практических задач профессиональной деятельности.
В соответствии с поручением Президента РФ от 06.04.2018 № Пр-580 (п. 1 «в») [7] Центр опережающей профессиональной подготовки (далее — ЦОПП) создается в том числе на базе лучших профессиональных образовательных организаций (как самостоятельные организации или структурные подразделения существующих организаций, реализующих дополнительные образовательные программы для взрослых, программы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, программы профессиональной ориентации), с предоставлением им возможности:
• использования совместно с другими профессиональными образовательными организациями современного оборудования для подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам «Ворлдскиллс», в том числе по программе ускоренного обучения;
• реализации программ повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций;
• проведения демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллс» для лиц, освоивших образовательные программы среднего профессионального образования;
• осуществления мероприятий по профессиональной ориентации лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях, а также обучения их первой профессии.
В целях эффективности реализации мероприятий Минпросвещения России в первой половине 2019 г. сформированы целевые модели [2. С. 10], определяющие основные принципы создания и функционирования центров опережающей профессиональной подготовки.
К концу 2024 г. во всех субъектах РФ за счет средств федеральной поддержки планируется создать 100 центров опережающей подготовки (расходы на формирование современных условий труда для сотрудников ЦОПП, в том числе средства на закупку рабочих мест для сотрудников ЦОПП, оборудования для реализации мероприятий с участием общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, а также на расходные материалы для обеспечения их деятельности) и 5000 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций, что позволит:
• выстроить систему эффективного дополнительного профессионального образования и профессионального обучения по профессиям, в том числе для сдачи демонстрационного экзамена с учетом опыта Союза «Ворлдскиллс Россия»;
• обеспечить подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, в том числе стандартами «Ворлдскиллс Россия»;
• оказать влияние на рост конкурентоспособности среднего профессионального образования Российской Федерации на международном уровне.
Внедрение программ модернизации образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в целях ликвидации дефицита квалифицированных рабочих кадров, позволит:
• обеспечить качество среднего профессионального образования на уровне, сопоставимом с лучшими мировыми практиками, и при этом ответить на вызовы текущих и прогнозируемых кадровых дефицитов;
• с учетом стратегий регионального развития реализовать меры по развитию инфраструктуры, кадрового потенциала, созданию современных условий для реализации профессиональных образовательных программ.
Создание мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций, осуществляется во исполнение поручения Президента РФ по итогам встречи с членами национальной сборной России по профессиональному мастерству от 21.09.2015 № Пр1921 (п. 1 «д») [5] по следующим направле ниям:
• промышленные и инженерные технологии;
• информационные и коммуникационные технологии;
• строительство;
• обслуживание транспорта и логистика;
• искусство и дизайн;
• сфера услуг.
В целях эффективности реализации мероприятий Минпросвещения России в первой половине 2019 г. сформированы целевые модели, определяющие основные принципы создания и функционирования мастерских.
Важное место в содержании проекта отводится разработке и внедрению методических рекомендаций (целевая модель) по механизмам вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием профессиональной образовательной организации, в том числе в обновлении образовательных программ через представительство в коллегиальных органах управления развитием профессиональной образовательной организации и участие в обновлении образовательных программ, что позволит:
• усовершенствовать организационные, финансовоэкономические и методические механизмы управления развитием профессиональными образовательными организациями;
• обновить образовательные программы среднего профессионального образования в части включения практико-ориентированных компонентов;
• повысить уровень среднего профессионального образования;
• повысить конкурентоспособность среднего профессионального образования.
Важный аспект содержания проекта — разработка методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций [3. С. 7], осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися и посредством привлечения к этой деятельности специалистов-практиков.
Методология наставничества в системе среднего профессионального образования, в том числе посредством привлечения к этой деятельности специалистов-практиков, позволит:
• сформировать организационно-методическую основу для внедрения и последующего развития механизмов наставничества в системе среднего профессионального образования;
• обеспечить привлечение в роли наставников, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования работников предприятий и организаций, в том числе из реального сектора экономики;
• обучающимся получить необходимые знания, а также на реальном примере специалистов-практиков сформировать личные и профессиональные компетенции.
Предусмотрен важный комплекс работ по обновлению перечней профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования на основе актуализации Справочника профессий, обновлению федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования.
Работу планируется осуществлять поэтапно с предварительной апробацией в ряде субъектов РФ [1. С. 66].
Кроме того, планируется обеспечить появление профилей цифровых компетенций и соответствующих программ среднего профессионального образования с целью ускоренной подготовки кадров для цифровой экономики. Поэтапно планируется также внедрение нормативов финансового обеспечения обучения по программам среднего профессионального образования.
Ожидаемыми результатами реализации указанных мероприятий станут:
• функционирование системы подготовки кадров в соответствии с запросами реального сектора экономики, социальной сферы, сферы услуг, малого предпринимательства и др.;
• внедрение современных методик и программ преподавания по общеобразовательным дисциплинам в системе среднего профессионального образования, учитывающих образовательные потребности обучающихся организаций среднего профессионального образования;
• получение обучающимися актуальных знаний, а также формирование необходимых личных и профессиональных качеств;
• оказание благоприятного влияния на социально-экономическое развитие соответствующих субъектов Российской Федерации;
• повышение конкурентоспособности профессионального образования Российской Федерации на международном уровне.
Предусмотрено внедрение программ профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам «Ворлдскиллс», с учетом продолжительности программ не более 6 месяцев.
Это позволит:
• создать систему подготовки кадров, в том числе обеспечивающую непрерывное получение гражданами профессиональных знаний;
• обновить образовательные программы профессионального обучения в соответствии с современными и перспективными направлениями технического и социально-экономического развития [4. С. 19];
• сформировать профессиональный кадровый потенциал, отвечающий вызовам современности и будущего развития системы профессионального образования;
• оказать благоприятное влияние на социально-экономическое развитие соответствующих субъектов РФ;
• повысить конкурентоспособность профессионального образования Российской Федерации на международном уровне.
Самое пристальное внимание уделяется повышению квалификации по программам, основанным на опыте Союза «Ворлдскиллс», преподавателей и мастеров производственного обучения с целью получения сертификатов экспертов «Ворлдскиллс» и демонстрационного экзамена. Проведение данных мероприятий позволит:
• создать условия для стимулирования роста профессионального мастерства преподавателей (мастеров производственного обучения);
• сформировать высокоэффективный кадровый потенциал преподавателей (мастеров производственного обучения);
• оказать влияние на рост конкурентоспособности профессионального образования Российской Федерации на международном уровне;
• обеспечить формирование пула экспертов, сертифицированных для проведения демонстрационных экзаменов и подготовки команд к чемпионатам по профессиональному мастерству.
Уделяется большое внимание профессиональной подготовке лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также их участию в движении «Абилимпикс». Ежегодное проведение конкурса профессионального мастерства среди инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» позволит:
• сформировать скоординированную систему межведомственного взаимодействия по развитию инклюзивного профессионального образования;
• оценить качество профессиональной подготовки инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья;
• обновить содержание адаптивных образовательных программ через развитие ресурсных учебно-методических центров;
• повысить мотивацию к обучению, саморазвитию и трудоустройству у инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья;
• подготовить национальную сборную для участия в международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью.
Таким образом, федеральный проект «Молодые профессионалы» призван вывести систему среднего профессионального образования как самую массовую в подготовке квалифицированной рабочей силы и специалистов на качественно иной уровень с упором на мировые образовательные стандарты и передовые обучающие технологии. Реализация мероприятий проекта позволяет создать современную материально-техническую базу, которая станет оптимальной стартовой площадкой для непрерывного профессионального развития и дальнейшего карьерного роста.