По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 323+34.096 DOI:10.33920/pol-01-2211-01

О единстве российской нации

Устинович Елена Степановна д-р полит. наук, доцент; руководитель Курского отделения Национального союза политологов; член Российского общества политологов (РОП); член Российского профессорского собрания, ORCID ID: 0000-0002-7690-8504

В статье рассматривается одно из важнейших направлений политического курса Президента Российской Федерации — укрепление единства российской нации. Представлены его основные организационные и правовые аспекты. В последние несколько лет Россия переживала широкомасштабные социально-политические и экономические преобразования, отражающиеся на жизненном укладе российского общества. Четко наметившиеся реальные жизненные перспективы способствовали процессам консолидации многонационального народа России в российскую нацию, которая совместными усилиями приступила к решению амбициозных задач долговременного развития. В современных геополитических условиях участия России в СВО всё больше приобретает значение гражданская солидарность, основанная на общности духовно-нравственных ценностей и исторической памяти, а также роль главы государства в вопросах интеграции современного российского общества.

Литература:

1. Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса. С. 26–28.

2. Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса / Размышления конституционалиста: избранные статьи. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. С. 230.

3. Аствацатурова, М.А. Современные северокавказские проекции упрочения единства российской гражданской нации / М.А. Аствацатурова, Ш.А. Джафаров // Вестник Российской нации. 2016. № 3 (48). С. 104–115. EDN WLSPVH.

4. Бабурин С.Н. Конституционная реформа 2020 года в Российской Федерации как путь укрепления нации // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 1. С. 3–6. DOI: 10.18572/1812-3767-2021-1-3-6. EDN LEGJPW.

5. Баранов П.П. Совершенствование конституционных основ национального единства российского общества // Северо-Кавказский юридический вестник. 2021. № 4. С. 64–70. DOI: 10.22394/2074-7306-2021-1-4-64-70. EDN LBSYHG.

6. Васильева Н.Ю. Институт президентства в системе публичной власти Российской Федерации: Автореф. … канд. юрид. наук. М., 2012; Владимир Путин. Россия: национальный вопрос [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_ national.html (дата обращения: 01.09.2022).

7. Лебедев В.А., Киреев В.В. Суверенная демократия как конституционная идея современной России. Челябинск: Челяб. Гос. ун-т, 2007. С. 159.

8. Лейченко О.Ф. Политическое лидерство в России на рубеже XX–XXI веков: Автореф. … канд. полит. наук. Владивосток, 2010.

9. Лузан В.С. Концепты «российская нация» и «национальное единство» в стратегических документах по реализации культурной политики в Российской Федерации // Государство, Общество и Церковь: российская нация и национальное единство: материалы научнопрактической конференции, Новосибирск, 29–30 октября 2019 г. Новосибирск: Сибирский институт управления — филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2019. С. 35–44. EDN ZVUJHW.

10. Морозов И.Л. Патриотизм и межкультурный диалог как парадигма будущего для России и всего мира // PolitBook. 2018. № 1. С. 34–47. EDN YVWZNM.

11. Сосенков Ф.С. Ильин о единстве России // История государства и права. 2017. № 9. С. 20–23. EDN YPQJSR.

12. Тарасова В.Е. Государственная программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов в Республике Башкортостан»: опыт и перспективы // Практика социально-экономического и правового регулирования этноконфессиональных отношений: сборник материалов Всероссийской молодежной научной школы-конференции, Уфа, 16–18 сентября 2020 г. Уфа: Мир печати, 2020. С. 194–198. EDN RZAKGC.

13. Устинович Е.С. Подходы к совершенствованию законодательства об информационной деятельности в государственном управлении // Административное право и процесс. 2011. № 4. С. 21–24. EDN NUDZOT.

14. Устинович Е.С. Информационная деятельность федеральных органов исполнительной власти как специальный объект правового регулирования // Юридический мир. 2009. № 4. С. 33–36. EDN KDSHVF.

15. Устинович Е.С. Массовое информирование в информационной деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации // Административное право и процесс. 2010. № 2. С. 13–16. EDN LAFJSB.

16. Устинович, Е.С. Политико-правовые основы становления института детских омбудсменов в субъектах Российской Федерации / Е.С. Устинович, Н.В. Фоломеева // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 10. С. 18–21. EDN RLMEGJ.

17. Устинович Е.С. Система взглядов и научных представлений относительно категории «гражданское общество» в современной российской правовой науке // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. № 3. С. 45–48. EDN REYVIZ.

18. Устинович Е.С. Социальное государство в условиях информационного развития // Социальная политика и социальное партнерство. 2017. № 11. С. 27–34. EDN ZXLGXV.

19. Устинович Е.С. Взаимодействие власти и структур гражданского общества в интернет-пространстве (политико-правовой анализ) // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 3. С. 11–15. DOI: 10.18572/1813-1247-2018-3-11-15. EDN YVJFRF.

20. Фомиченко М.П. Конституционно-правовая модель российской нации / М.П. Фомиченко // Военное право. 2019. № 3 (55). С. 45–50. EDN YMAAZM.

1. Avak’yan S.A. Prezident Rossijskoj Federacii: evolyuciya konstitucionno-pravovogo statusa. S. 26–28.

2. Avak’yan S.A. Prezident Rossijskoj Federacii: evolyuciya konstitucionno-pravovogo statusa / Razmyshleniya konstitucionalista: izbrannye stat’i. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 2010. S. 230.

3. Astvacaturova, M.A. Sovremennye severokavkazskie proekcii uprocheniya edinstva rossijskoj grazhdanskoj nacii / M.A. Astvacaturova, SH.A. Dzhafarov // Vestnik Rossijskoj nacii. 2016. № 3 (48). S. 104–115. EDN WLSPVH.

4. Baburin S.N. Konstitucionnaya reforma 2020 goda v Rossijskoj Federacii kak put’ ukrepleniya nacii // Konstitucionnoe i municipal’noe pravo. 2021. № 1. S. 3–6. DOI: 10.18572/1812-3767-2021-1-3-6. EDN LEGJPW.

5. Baranov P.P. Sovershenstvovanie konstitucionnyh osnov nacional’nogo edinstva rossijskogo obshchestva // Severo-Kavkazskij yuridicheskij vestnik. 2021. № 4. S. 64–70. DOI: 10.22394/2074-7306-2021-1-4-64–70. EDN LBSYHG.

6. Vasil’eva N. YU. Institut prezidentstva v sisteme publichnoj vlasti Rossijskoj Federacii: Avtoref. … kand. yurid. nauk. M., 2012; Vladimir Putin. Rossiya: nacional’nyj vopros [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html (data obrashcheniya: 01.09.2022).

7. Lebedev V.A., Kireev V.V. Suverennaya demokratiya kak konstitucionnaya ideya sovremennoj Rossii. CHelyabinsk: CHelyab. Gos. un-t, 2007. S. 159.

8. Lejchenko O.F. Politicheskoe liderstvo v Rossii na rubezhe XX–XXI vekov: Avtoref. … kand. polit. nauk. Vladivostok, 2010.

9. Luzan V.S. Koncepty «rossijskaya naciya» i «nacional’noe edinstvo» v strategicheskih dokumentah po realizacii kul’turnoj politiki v Rossijskoj Federacii // Gosudarstvo, Obshchestvo i Cerkov’: rossijskaya naciya i nacional’noe edinstvo: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii, Novosibirsk, 29–30 oktyabrya 2019 g. Novosibirsk: Sibirskij institut upravleniya — filial FGBOU VPO «Rossijskaya akademiya narodnogo hozyajstva i gosudarstvennoj sluzhby pri Prezidente Rossijskoj Federacii», 2019. S. 35–44. EDN ZVUJHW.

10. Morozov I.L. Patriotizm i mezhkul’turnyj dialog kak paradigma budushchego dlya Rossii i vsego mira // PolitBook. 2018. № 1. S. 34–47. EDN YVWZNM.

11. Sosenkov F.S. Il’in o edinstve Rossii // Istoriya gosudarstva i prava. 2017. № 9. S. 20–23. EDN YPQJSR.

12. Tarasova V.E. Gosudarstvennaya programma «Ukreplenie edinstva rossijskoj nacii i etnokul’turnoe razvitie narodov v Respublike Bashkortostan»: opyt i perspektivy // Praktika social’no-ekonomicheskogo i pravovogo regulirovaniya etnokonfessional’nyh otnoshenij: sbornik materialov Vserossijskoj molodezhnoj nauchnoj shkoly-konferencii, Ufa, 16–18 sentyabrya 2020 g. Ufa: Mir pechati, 2020. S. 194–198. EDN RZAKGC.

13. Ustinovich E.S. Podhody k sovershenstvovaniyu zakonodatel’stva ob informacionnoj deyatel’nosti v gosudarstvennom upravlenii // Administrativnoe pravo i process. 2011. № 4. S. 21–24. EDN NUDZOT.

14. Ustinovich E.S. Informacionnaya deyatel’nost’ federal’nyh organov ispolnitel’noj vlasti kak special’nyj ob»ekt pravovogo regulirovaniya // YUridicheskij mir. 2009. № 4. S. 33–36. EDN KDSHVF.

15. Ustinovich E.S. Massovoe informirovanie v informacionnoj deyatel’nosti federal’nyh organov ispolnitel’noj vlasti Rossijskoj Federacii // Administrativnoe pravo i process. 2010. № 2. S. 13–16. EDN LAFJSB.

16. Ustinovich, E.S. Politiko-pravovye osnovy stanovleniya instituta detskih ombudsmenov v sub»ektah Rossijskoj Federacii / E.S. Ustinovich, N.V. Folomeeva // Konstitucionnoe i municipal’noe pravo. 2013. № 10. S. 18–21. EDN RLMEGJ.

17. Ustinovich E.S. Sistema vzglyadov i nauchnyh predstavlenij otnositel’no kategorii «grazhdanskoe obshchestvo» v sovremennoj rossijskoj pravovoj nauke // Grazhdanskoe obshchestvo v Rossii i za rubezhom. 2013. № 3. S. 45–48. EDN REYVIZ.

18. Ustinovich E.S. Social’noe gosudarstvo v usloviyah informacionnogo razvitiya // Social’naya politika i social’noe partnerstvo. 2017. № 11. S. 27–34. EDN ZXLGXV.

19. Ustinovich E.S. Vzaimodejstvie vlasti i struktur grazhdanskogo obshchestva v internet-prostranstve (politiko-pravovoj analiz) // Gosudarstvennaya vlast’ i mestnoe samoupravlenie. 2018. № 3. S. 11–15. DOI: 10.18572/1813-1247-2018-3-11-15. EDN YVJFRF.

20. Fomichenko M.P. Konstitucionno-pravovaya model’ rossijskoj nacii / M.P. Fomichenko // Voennoe pravo. 2019. № 3 (55). S. 45–50. EDN YMAAZM.

Статья поступила 13.10.2022.

The article was received on 13.10.2022.

Мы имеем все основания говорить о российском народе как о единой нации.

Это наша историческая и наша сегодняшняя реальность.

В.В. Путин

Вопросы единства и дружбы наций и национальностей на протяжении всей истории развития российской государственности были актуальны [5, 64–70; 9, 35–44; 10; 11, 20–23; 12, 194–198; 20, 45–50; 3, 104–115].

Общее количество всех национальностей и народностей насчитывается в Российской Федерации 190.

В период с 15 октября по 14 ноября 2021 г. была проведена Всероссийская перепись населения в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом от 25.01.2002 № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения», постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1608 «Об организации Всероссийской переписи населения 2020 года» (с изменениями), Основными методологическими и организационными положениями Всероссийской переписи населения 2020 г., утвержденными приказом Росстата от 09.09.2021 № 549.

На 01.10.2022, по оценке Федеральной службы государственной статистики, численность населения (постоянных жителей) России составляет 145 975 300 человек.

Национальный состав населения России, согласно последней переписи населения, распределен примерно следующим образом:

• русские — 116 488 289 (79,80 %) человек;

• татары — 5 590 854 (3,83 %);

• украинцы — 2 963 299 (2,03 %);

• башкиры — 1 678 716 (1,15 %);

• чуваши — 1 649 521 (1,13 %);

• чеченцы — 1 372 168 (0,94 %);

• армяне — 1 138 607 (0,78 %);

• аварцы — 817 462 (0,56 %);

• мордва — 846 657 (0,58 %);

• казахи — 656 889 (0,45 %);

• азербайджанцы — 627 694 (0,43 %);

• даргинцы — 510 914 (0,35 %);

Для Цитирования:
Устинович Елена Степановна, О единстве российской нации. Социальная политика и социальное партнерство. 2022;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: