По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

О деформации семейных ценностей в условиях социального бедствия

Александр Бобков кандидат философских наук, доцент Иркутского госуниверситета

В рамках Международной научно-практической конференции, посвящённой 100-летию органов ЗАГС, обсуждались самые актуальные вопросы, которые можно свести к общему знаменателю: демографическая политика в России и социальные вызовы XXI века. В этом ключе и рассматривались тезисы философа Питирима Сорокина о деформации семейных ценностей в условиях социальных катаклизмов. В ближайших номерах журнала мы познакомим читателей с другими яркими и, возможно, спорными научными исследованиями и точками зрения участников конференции, одним из организаторов которой выступила служба ЗАГС Иркутской области.

Литература:

1. Аскольдов С. А., Бердяев Н. А., Булгаков С. А. и др. Из глубины: Сборник статей о русской революции. — M.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 298 с.

2. Сорокин П. А. Таинственная энергия любви // Социологические исследования. — 1991. — №8. — С.121–137.

3. Сорокин П. А. Социология революции. — M.: Астрель, 2008. — 784 с.

4. Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния [Электронный ресурс].

5. Ценность // Новая философская энциклопедия. Электронная библиотека Института философии РАН.

Органам ЗАГС исполняется 100 лет. В рамках социальной истории России эти сто лет сопровождались эпохами как социальной целостности и порядка, так и социального бедствия.

Следует заметить, что само рождение органов ЗАГС произошло в эпоху социального бедствия, коей, на наш взгляд, является революция 1917 года. Ведь в самом «Декрете о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», чьё принятие стало официальной датой учреждения органов ЗАГС, отражено стремление большевистской власти к тому, чтобы сакральное таинство брака стало гражданским публичным актом. Это подтверждается следующей формулировкой: «Российская Республика впредь признаёт лишь гражданские браки. Примечание: церковный брак, наряду с обязательным гражданским, является частным делом брачующихся» [4].

Провозглашая брак частным делом, Советская власть того периода отражала стремление перехода от традиционного общества к обществу нового типа. Ликвидацией понимания брака как дела общественного она полностью отвергала возможность отражения в общественном характере церковного брака неких устойчивых социальных закономерностей в бытии института семьи, не зависящих от политической воли. Тотальная политизация жизни требовала отмены старых ценностей и введения новых. При этом нельзя не упомянуть тот факт, что помыслы о Мировой революции тогда уже предполагали некий глобальный проект, и его проводникам очень хотелось «отменить традиционную семью» как самый важный институт антиглобального характера. И скорее всего, это тогда не вышло в силу того, что сознание масс ещё имело сильный заряд исторической и традиционной памяти. Но с сакральным, как с отражением неизменности социальных закономерностей, открытых ещё в традиционном обществе, уже велась борьба.

Мы не случайно прибегли к комментарию декрета. Ведь из него ясно следует, что органы ЗАГС с первого дня своего существования уже выступают в качестве важнейшего фиксатора процессов социокультурной динамики российского общества, применения духовных ценностей в создании семьи. Наряду с этим нам необходимо помнить о том, что деформация ценностей также является объектом фиксации в актах гражданского состояния, только в скрытом виде. Именно латентные деформации ценностей являются наиболее важным объектом социологического анализа в смысле выявления как перспектив развития институтов семьи и брака, так и причин увеличения числа разводов, старения или омоложения брачных процессов.

Для Цитирования:
Александр Бобков, О деформации семейных ценностей в условиях социального бедствия. ЗАГС. 2017;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: