Пока выход из кризиса ощущается лишь в исследованиях, покупатель по-прежнему стремится выбирать с умом. В менталитете русского потребителя с «широкой душой» зарождается модель разумных покупок: он чаще сравнивает стоимость товаров в Интернете с ценами в розничных магазинах, активно реагирует на спецпредложения, чаще совершает онлайн-покупки, если это позволяет сэкономить.
Но продажи далеко не всех товаров переходят в Интернет: выбрать интерьерные позиции (обои, ламинат, плитку) с экрана компьютера и смартфона сложно, нужно посмотреть и пощупать. И потребитель едет в магазин, причем уже не ближайший к дому, а удобный ему по многим факторам: ценовой политике, ассортименту и комфортным условиям в самом торговом пространстве.
Кризисное снижение показателей рынка DIY привело и к существенному ужесточению конкуренции среди торговых сетей. Ряд продавцов были вынуждены вовсе уйти: мы хорошо помним ликвидацию строительных гипермаркетов «К-Раута» весной–летом 2018 года. На Парашютной улице последний магазин сети был закрыт летом 2018-го, на его месте лидер DIY-рынка «Леруа Мерлен» открыл свой торговый гипермаркет (по данным Агентства M.A.Research, компания возглавляет топ-15 крупнейших DIY-сетей).
Закрытию сети «К-Раута» предшествовала 40-процентная распродажа товаров, которая превратилась в хаос: «На Руставели ажиотаж, тележек нет, все огрызаются. Дурдом. Люди ходят с этими тележками тудасюда, никому не отдают, вывозят все. Человеческая жадность», «Приехала на Парнас. Очередь километр», «Очередь была перед входом, мы пока коляску собирали, двери открыли — все ломанулись внутрь, тележки все сразу заняли, я сидела на ламинате с ребенком, пока муж искал тележку. Прям из рук там все выгребали!» — впечатление одной из покупательниц, опубликованное в группе «К-Раута» в соцсети «ВКонтакте» (использовано в статье «Петербуржцы устраивают пляски на костях закрывающихся торговых сетей», «Мойка 78» от 18.02.2018).
Этот «беспредел» выявил интересный фактор, который эксперты-аналитики непродовольственных торговых сетей зачастую не включают в свои исследования, а компании-продавцы используют как статью снижения расходов, — те самые тележки.