По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

О чем рассказала прялка

Елизавета Юрьева учащаяся мастерской народных ремесел «Берегиня» Галина Филиппова, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Верхнетоемский районный детско-юношеский центр, мастерская народных ремесел «Берегиня»

Школьница Елизавета Юрьева выяснила подробности о жизни своих далеких прабабушек и прадедушек, о мастерах росписи, живших в Пермогорье, и расписала прялку.

Литература:

1. Аверина, Г.С. Женская одежда Древней Руси, Школа народных ремесел. — Архангельск, 2001 г. — Текст : непосредственный.

2. Гнатюк, Ю.В., Гнатюк, В.С. Велесова книга. — Москва : Амрита-Русь, 2008. — Текст : непосредственный.

3. Круглова, О. Народная роспись Северной Двины : альбом. — Москва : Изобразительное искусство, 1985. — Текст : непосредственный.

4. Рыбаков, Б.А. Язычество древней Руси. — Москва : [б. и.], 1987. — Текст : непосредственный.

5. Уткина, И.Я. Прялки комизырян. — Сыктывкар : [б. и.], 2009. — Текст : непосредственный.

6. Филёва, Н.А. Рассказывают мастера. — Архангельск : [б. и.], 2014.

Я занимаюсь в мастерской народных ремесел «Берегиня» у Галины Николаевны Филипповой с 1-го класса. На занятиях мы делали из бересты туеса и шкатулки, ткали дорожки, изучали традиционные росписи и ткачество поясов.

В нашей мастерской есть старинные предметы женских рукоделий: прялки, короба, туеса, швейка, некоторые из них украшены росписью и хорошо сохранились.

Предметы старины уже не используются в быту по своему назначению, но почему-то их хочется разглядывать, поместить на видном месте и любоваться. Каждый предмет старины многое может поведать.

Когда-то в наших деревнях жили удивительные мастерицы, которые ткали очень мелкие узоры на одежде, вышивали золотой нитью кокошники и сарафаны, мужчины-мастера шили туеса и долбили лодки, вырубали прялки, строили огромные избы — хоромы и тоже украшали их нарядной резьбой.

Все эти предметы — безмолвные свидетели ушедшей эпохи, они связывают нас с нашими далекими прабабушками и прадедушками. И есть в этом что-то такое удивительное и трепетное — держать в руках предмет, который сделал твой прапрапрадед примерно 150 лет назад. Поэтому когда папа принес мне старую прялку, то у меня возникло желание ее оживить, восстановить.

Эта прялка или, быть может, заготовка для прялки была сделана в 19-м веке и принадлежала моей прапрабабушке Павлине Андреевне Рудаковой, но изза небольших трещинок так и осталась не украшенной росписью.

Эту прялку пришлось соединить, зачистить наждачной бумагой.

Прялки разные бывают, а эту можно назвать ПРЯЛИЦА-КОКОРИЦА. Это значит, что сделана она из еловой кокоры, за ней ходили в лес, искали еловый выворотень, то есть поваленную ель с торчащими наружу корнями, чистили ее от земли, отсекали от ствола и корней нужную часть и везли домой на коне.

Дома, а может быть и в лесу, раскалывали и вытесывали заготовку, долго сушили, только потом доводили до нужной толщины. У этой прялки красивая резная ножка с округлостями, которые плавно переходят в достаточно широкую лопасть, с верхнего края ее украшают 4 круглые бобошки, или городки, край лопасти резной. Мне даже вспомнились строки из сказки:

Для Цитирования:
Елизавета Юрьева, О чем рассказала прялка. Дом культуры. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: