Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена новая Транспортная стратегия Российской Федерации [1]. Этим же распоряжением признаны утратившими силу Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года [2] и предыдущая редакция Транспортной стратегии [3].
Новая Транспортная стратегия предусматривает сохранение преемственности целеполагания по отношению к предыдущей редакции Транспортной стратегии [3] и не только рассматривает направления развития транспорта на период до 2030 года, но и дает прогноз до 2035 года. Она также является основой для формирования стратегий развития всех организаций, работающих в сфере транспорта.
Представляет интерес рассмотреть те предписания новой Транспортной стратегии, которые относятся к решению вопросов обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте, а также некоторые общие предписания системного характера. Это необходимо, в частности, для того, чтобы оценить степень сохранения актуальности Стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса [4], действующей в холдинге «РЖД» (далее — Стратегия безопасности в холдинге «РЖД»), которая была разработана в соответствии с положениями предыдущей редакции Транспортной стратегии [3].
В новой Транспортной стратегии сформулированы одна стратегическая цель, четыре поддерживающие ее цели и 20 задач, сгруппированных в соответствии с поставленными целями, как представлено на рис. 1. При этом пять задач (с 16-й по 20-ю) выделены как базовые задачи, выполнение которых влияет на достижение всех четырех целей. Кроме того, в новой Транспортной стратегии определены 39 направлений развития транспортного комплекса Российской Федерации, сгруппированных в соответствии с их отнесением к следующим четырем «пакетам направлений»:
• транспортная инфраструктура и комплексные мероприятия;
• обеспечение пассажирских перевозок;
• обеспечение грузовых перевозок;
• развитие технологий, включая цифровые.